Государственная Фискальная Служба Украины опубликовала письмо, которое предусматривает освобождение бизнеса от ответственности за просрочку платежей по вине банков. Однако заявленная цель не достигнута, и предприниматели от ответственности не освобождены, заявляют юристы.
В упомянутом письме (№9647/Б/99-99-10-03-02-14, новость по теме) де-факто предусматривается, что плательщик обязан предоставить контролирующему органу заявление с копиями платежных документов, удостоверяющих факт их подачи в банк.
"Риски здесь очевидны - плательщик явно не сможет оперативно узнать о задержке платежей по вине банка. Информацию об этом он получит, в лучшем случае, когда придет налоговое требование с уведомлением о возникновении права налогового залога на его имущество", - комментирует управляющий партнер ЮК Prove Group Владислав Кочкаров.
Сложность заключается также в том, что в Украине функционирует 122 банка (без учета неплатежеспособных банков), а в течение 2014–2015 годов правление НБУ приняло 58 решений об отнесении банков к категории неплатежеспособных, 25 из них только в 2015 году. Следовательно, случаи не перечисления или несвоевременного перечисления средств банками будут встречаться еще довольно долго и часто. Но, несмотря на наличие такого огромного количества проблемных банков, фискальная служба пытается переложить ответственность за нарушение сроков зачисления налогов в бюджеты или государственные целевые фонды с банков на налогоплательщиков.
"Этот вывод подтверждается и тем, что в указанном письме ГФС не требует от регулятора на постоянной основе предоставления информации по поступившим в банки от клиентов (плательщиков налогов) суммам налогов (платежей) и не перечисленных (не своевременно перечисленных) в бюджет средств. В дальнейшем на основании такой информации ГФС могла бы предъявлять банкам санкции, а также ликвидировать задолженность плательщиков, образовавшуюся по вине банков. Однако контролирующий орган выставляет такие требования плательщикам, не поясняя процедуру реализации указанного требования", - отметил юрист.
По словам Кочкарова, налогоплательщики находятся в достаточно невыгодной ситуации, на которую повлиять они не в силах.
"Им следует внимательно контролировать на сайте Нацбанка финансовые результаты банков, которые предоставляют услуги предприятию, чтобы обезопасить себя, и в случае, если банк убыточный, своевременно перейти на обслуживание в другое финансовое учреждение", - советует прпавовед.
Кроме того, Кочкаров отмечает тот факт, что большинство плательщиков при перечислении денежных средств не обмениваются бумажными документами с банками – используются бухгалтерское и специализированное ПО, которые позволяют производить платежи в электронном виде. Следовательно, подавать в органы фискальной службы копии платежных документов, удостоверяющих факт представления их в учреждение банка, плательщик не сможет. В лучшем случае, он может подать извлечения из системы, которые вполне могут не устроить налоговую.
ГФС также не предусматривает ни форму, ни срок предоставления заявления, ни сроки рассмотрения такого заявления, ни предельные сроки устранения всех негативных последствий для плательщика налогов от возникновения задолженности по платежам в бюджет по вине банка.
"Более того, плательщик абсолютно не защищен от не перечисления (несвоевременного перечисления) банками средств на пополнение счета такого плательщика в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость", - резюмировал юрист.
Также правоведы отмечают, что согласно статьи 8 упомянутого в разъяснении Закона о платежных системах, сроки проведения перевода денег могут варьироваться от одного до трех операционных дней, в связи с чем плательщику еще труднее отследить факт задержки или не перечисления платежей банками в бюджет и оперативно отреагировать на него. Так, без полноценного внедрения ГФС онлайн-сервиса "Электронный кабинет плательщика налогов" предприятия не могут определить момент возникновения задержки платежей банками.