• Посилання скопійовано

А ты уверен в своем налоговом статусе?

С первого января текущего года в Украине действует новая упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Дотянув до последнего введение новой упрощенки, государство, очередной раз пренебрегая самим им же написанной нормой п.4.1.9 Налогового кодекса, согласно которой изменения в НК не могут вноситься позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода, сделало подарок малым предпринимателям почти под Новый год, лишив тем самым и себя и малый бизнес периода, необходимого для перехода на новую систему. Пытаясь исправить ситуацию, законодатель предусмотрел в изменениях в НК норму, согласно которой выданные ранее свидетельства об уплате единого налога и фиксированного налога на 2011 год действуют до получения новых свидетельств плательщиков единого налога, но не позднее, чем до 1 июня 2012 года. При этом, субъекты, которые выявили желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2012 года должны были подать соответствующее заявление в органы государственной налоговой службы до 25 января 2012 года.

Но все дело в том, что статус плательщика единого налога не получается предпринимателем автоматически, просто на основании поданного им заявления. Так, согласно п. 299.9 ст. 299 НК, налоговый орган может принять решение об отказе в выдаче субъекту хозяйствования свидетельства плательщика единого налога в случае (1) не соответствия субъекта хозяйствования требованиям статьи 291 НК (т.е. требованиям, предъявляемым к плательщику единого налога), (2) наличия у субъекта хозяйствования, созданного в результате реорганизации непогашенных налоговых обязательств или налогового долга, (3) подачи на протяжении налогового года заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения более одного раза. При этом, Налоговый кодекс (п.п. 294.3, 294.4, 298.1.2) связывает возникновение у частного предпринимателя статуса плательщика единого налога исключительно с наличием (выдачей ему) свидетельства плательщика единого налога.

Что же заставляет предпринимателей, которые вот уже несколько месяцев работают на системе единого налога верит в то, что они действительно являются его плательщиками, при этом относясь к определенной группе? Ведь, как видно из вышеизложенного, заявление о переходе на систему единого налога не является юридическим фактом для возникновения у ЧП статуса плательщика единого налога, а продление срока действия старого свидетельства, равно как и какие-либо отметки налоговой службы на нем, будут иметь юридическое значение только в том случае, если ЧП не будет отказано в выдаче нового свидетельства, скажем, на основании не правильного оформления заявления (что свидетельствует о его фактической не подаче), не соответствия Вас требованиям ст.291 НК, наличия налогового долга, не своевременной подачи заявления, указания в заявлении недостоверных данных и многих других оснований, на выдумку которых так щедра фантазия чиновников родной налоговой службы.

Справедливости ради надо отметить, что налоговая служба действительно должна иметь право отказывать в выдаче свидетельства плательщика единого налога. Равно как и плательщик налогов должен иметь право обжаловать такое решение. Как первое, так и второе право предусмотрено законом. Однако, что делать, если налогоплательщик считает, что выполнил все необходимые действия для получения свидетельства и добросовестно уплачивает единый налог до 1 июня 2012 года, а потом, как снег на голову, получает уведомление государственной налоговой службы об отказе в выдаче ему свидетельства, пусть даже на самых законных основаниях? Обжаловать решение ГНС? Возможно. Но ведь, так или иначе, пока процедура обжалования будет проходить с 1 июня 2012 года предприниматель не сможет платить единый налог, т.к. истечет срок действия его свидетельства. Поэтому и в этом, как и во многих других случаях, эффективность борьбы предпринимателя за свои права будет прямо пропорциональна уровню его близости к властным кабинетам в районной налоговой инспекции.

Повторимся, решение налоговой об отказе в выдаче свидетельства может быть полностью законным по своим материальным основаниям. В таком случае, налогоплательщику не останется ничего, кроме как уплачивать сумму недоимки, начисленную исходя из обычной ставки налогообложения (п.167.1 НК) и увеличенную на сумму штрафных санкций и пени. И это в случае, если налогоплательщик не превысил установленный НК трехсоттысячный барьер операций, налогооблагаемых НДС, что является основанием для обязательной регистрации его плательщиком НДС, доначисления недоимки по НДС без права на налоговый кредит с взысканием соответствующей суммы финансовых санкций!

А сколько проблем таит в себе неопределенность группы плательщика единого налога. Ведь в вожделенную вторую группу могут попасть далеко не все налогоплательщики!

Кроме того, субъект предпринимательской деятельности столкнется с тем, что он нарушал на протяжении всего срока, когда ему казалось, что он является плательщиком единого налога, правил, установленных для учета и отчетности операций субъектов, находящихся на общей системе налогообложения, в том числе и в части использования регистраторов расчетных операций, что также повлечет за собой применение штрафных санкций к плательщику.

Негативные последствия могут возникнуть и для юридических лиц – контрагентов частного предпринимателя – псевдоплательщика единого налога. Ведь, при определенных обстоятельствах такие юридические лица должны удерживать сумму налога с доходов физических лиц, действуя как налоговые агенты. Скажем, юрлицо полагало, что работает с плательщиком единого налога, истребоало у него свидетельство плательщика, которое является недействительным. На этом основании юрлицо не удерживало с плательщика подоходный налог. Все эти обстоятельства выявились при проверке! Соответственно юрлицо не может доказать соответствующими документами (справкой с налоговой об уплате ЧП налога на общих основаниях), что не должно выполнять функцию налогового агента. И соответственно такому юрлицу доначисляют налог. Кроме того, плательщики единого налога 2 группы лишены права предоставлять услуги юридическим лицам, в связи с чем юридическое лицо не сможет отнести на затраты платеж такому предпринимателю.

При этом, проблемы могло бы не быть, если бы вопрос статуса плательщика единого налога был бы решен сразу. Таки образом, плательщик имел бы возможность по -иному спланировать свою деятельность, либо вообще отказаться от ее осуществления в случае если статус плательщика единого налога не был бы ему предоставлен. Но, лукавство налоговой службы как раз и состоит в том, чтобы дать возможность налогоплательщику сначала провести через себя доходы в значительном объеме, а потом, как-бы «задним числом», поменять условия их налогообложения, обложив все доходы чпшника обычной ставкой налога (15-17%). При этом, налоговики осознают, что предприниматель, полагая, что работает на едином налоге не формировал и не подтверждал документально свою затратную часть, что заставит его уплатить налог со всей суммы дохода, без уменьшения его на фактически понесенные предпринимателем затраты.

Конечно, может оказаться, что мы дуем на воду, ведь до сих пор механизм массового «пересмотра налогового статуса задним числом» не был запущен. Однако, уже сегодня появляются первые тревожные ласточки этого явления, мятущиеся от юриста к юристу с неразделенным криком о помощи. Кроме того, по нашим данным, шкафчики соответствующих отделов государственной налоговой службы уже на данный момент ломятся от заготовок уведомлений частных предпринимателей, заботливо подготовленных сопровождающими их налоговыми инспекторами. В любом случае, широко развернутая в последнее время практика аннулирования свидетельств плательщиков НДС, органами государственной налоговой службы, не оставляет сомнений в том, что новый способ пополнения государственного бюджета помечен клеймом оружейного арсенала отечественных налоговиков. Кстати, во многих случаях реализация замысла налоговой может быть упрощена самими налогоплательщиками, которые не проживают и не получают корреспонденцию по адресу своей регистрации.

Что же делать основной массе предпринимателей-плательщиков единого налога, желающих спать спокойно как до, так и после 1 июня 2012г? Ответ достаточно прост. Если Вы до сих пор не получили официального подтверждения своего статуса (как, скажем, согласно письма ГНС Украины от 17.01.2012г. №1447/7/15-2217 получили свидетельство старого образца с указанием новых ставок налога), Вам необходимо обратиться в органы государственной налоговой службы по месту регистрации с запросом о предоставлении информации относительно своего налогового статуса. В запросе не примените напомнить налоговикам о том, что согласно п. 299.5 и п. 299.8 ст. 299 Налогового кодекса Украины, орган государственной налоговой службы на протяжении 10 календарных днейс момента подачи субъектом хозяйствования заявления выдает свидетельство плательщика единого налога или при наличии оснований принимает письменное решение в выдаче свидетельства, которое может быть обжаловано.

Д.Гетманцев

Рубрика: Спрощена система/Загальні положення

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Загальні положення»