Украинская автомобильная жизнь в следующем году сложно поддается прогнозам. Аналитики очень неохотно делятся своим мнением о том, чего следует ожидать автомобилистам. После попыток получить внятный прогноз развития украинского автомобильного и топливного рынка у большого количества экспертов, удалось выведать некоторые интересные детали. Итак, как комментируют ситуацию на рынке автомобильные импортеры, крупные дилерские сети, украинские автопроизводители и аналитики топливного рынка?
Автоимпортеры
Импортеры автомобилей в Украину решили не строить иллюзий. Иностранные представительства, работающие в нашей стране, уже достаточно хорошо изучили украинскую специфику и прогнозы делают соответствующие. Как рассказал Лоик Сибрак, директор представительства "Ситроен Украина", в следующем году, по крайней мере в его первом полугодии, покупательские настроения вряд ли будут позитивными. Этому способствовали и дополнительные пошлины, и введение утилизационного сбора, которые сильно ударили по кошелькам покупателей, хотя их зарплаты не выросли. Поэтому сложно ожидать роста рынка в следующем году.
Импортеры намерены наращивать процент автомобилей с дизельными двигателями и задабривать клиентов "плюшками".
Прогноз представительства "Ситроен Украина" на 2014 год - продажи на уровне 2013 года. Общее количество проданных новых автомобилей составит около 215 тыс. Причем из-за введения дополнительных пошлин на бензиновые автомобили и последующего выравнивания цен между бензиновыми и дизельными версиями одной модели, продажи последних существенно вырастут. Мы ожидаем, что доля автомобилей с дизельными двигателями вырастет до 80% от общих продаж Citroёn (сейчас 60%), и до 28% в среднем по рынку (сейчас 23%). Французы планируют стимулировать покупателей, предлагая им расширение модельного ряда автомобилями с дизельными моторами, собственные финансовые сервисы и прочие "плюшки". Можно сделать вывод, что импортеры перестраховываются и морально готовятся к тому, что рынок просядет.
Автодилеры
Риторика автомобильных дилеров более радикальна, они не верят в светлое будущее и готовятся к худшему. Так, Артем Ткаченко, вице-президент крупного автомобильного дилера, уверен, что сложное экономическое положение Украины и отказ от подписания соглашения с ЕС приведет к дальнейшему ухудшению ситуации в стране. Бедные будут становится еще беднее, а богатые - еще богаче. Этим фактором и будет определяться дальнейшее изменение сегментации автомобильного рынка: будет расти доля премиум-сегмента и лоу-кост сегмента, а продажи автомобилей среднего ценового сегмента продолжат свое сокращение. Автомобильный рынок ожидает очередное падение на 10-15% в 2014 г.
Кроме того, окончательно "закрылось окно в Европу" и для украинского автопрома: о возможности выхода украинских производителей на европейский рынок с объемом продаж 13-15 млн. авто в год теперь можно забыть. Равно как и о европейских (японских, корейских) инвестициях в украинский автопром. Более того, теперь даже китайские производители будут крайне осторожно подходить к вопросу размещения производства в Украине, поскольку их стратегия в последние годы заключалась в том, что Украина рассматривалась как стартовая площадка для выхода на рынки Европы (после подписания соглашения об Ассоциации с ЕС и ЗСТ).
Теперь инвестировать в Украину китайцам просто нет смысла, поскольку внутренний объем рынка Украины (200 тыс. автомобилей в год) выглядит просто смешным на фоне 13-15 млн. в Европе и никогда не позволит окупить инвестиции в полномасштабное производство автомобилей.
На российском рынке места для собранных в Украине авто (ЗАЗ, Chery производства АвтоЗАЗа, Богдан и JАС с черкасского завода) также вряд ли найдется. Рынок России испытывает нисходящий тренд начиная с начала в 2013 года, и в 2014 году падение только усилится в связи со свертыванием программ льготного автокредитования. Как следствие, конкуренция на рынке России усилится, что не будет способствовать росту украинского экспорта даже в случае приведения Украиной утилизационного сбора и спецпошлин в соответствие с требованиями ВТО.
Украинские автопроизводители
Представители отечественного автопрома оказались самыми загадочными. Корпорация "УкрАвто"надеется на увеличение объемов производства автомобилей, будет пытаться наладить экспорт и найти новые рынки сбыта продукции. По словам представителей "УкрАвто", в данное время они ведут активные переговоры с потенциальными партнерами о запуске производства новых моделей на мощностях Запорожского автозавода, впрочем, коммерческая тайна не позволяет раскрывать все карты сейчас.
Подобный комментарий может говорить о том, что вслед за очень сложным для укравтопрома годом последует не менее сложный 2014 год. Именно он может стать переломным для этих игроков рынка. Если им удастся договориться о производстве моделей, которые смогут заинтересовать потенциальных покупателей, то они останутся в выигрыше. Пока же отечественные производители могут порадовать украинцев только старыми героями, а также новыми "китайцами". Особняком стоит Skoda и SsangYong, но этого явно не достаточно, чтобы среднестатистический украинец задумался над тем, чтобы купить автомобиль, сделанный внутри страны.
Топливо
По словам Сергея Куюна, закон об обязательном добавлении биоэтанола в бензин в его текущем виде не имеет шансов на реализацию с 1 января 2014 года. Нет соответствующих нормативов, стандартов, законов, которые объясняют, чему должен отвечать этот нефтепродукт, как он налогооблагается. Если исполнить этот закон в нынешней ситуации, то стоимость литра бензина вырастет на 5 грн из-за двойного налогообложения производства такого бензина. Тупиковость ситуации еще и в том, что даже если такой бензин произвести, то его продажа будет противозаконной - такое топливо не будет отвечать ни одному из действующих государственных стандартов. Парадоксально, но факт, поэтому будем с интересом следить за тем, как будут развиваться события по данному вопросу.
Эксперт отметил, что в 2014 году украинцам могут "подлить" много отечественного бензина. Основным событием, которое ожидается в следующем году, является усиление на рынке позиций украинских НПЗ благодаря запуску Лисичанского завода, который может состояться в мае. В сумме с уже работающими заводами в Кременчуге и Одессе доля нефтепродуктов украинского производства на рынке составит около 50%. Это сделает рынок еще более конкурентным и будет способствовать повышению объективности ценообразования. Прогнозировать розничную стоимость невозможно, поскольку все зависит от мировых котировок нефти и уровня налогов. Если правительство повысит акциз на "дизель" с 50 до 198 евро за тонну, то это неизбежно приведет к пропорциональному росту цен на АЗС, литр прибавит в цене на 1,5 грн. Это может существенно ударить по растущей популярности дизельных автомобилей.
В целом ничего особенного топливные эксперты в 2014 не ожидают. Залогом наличия топлива и объективных цен на него является открытая модель рынка, которая предполагает снабжение более чем из 10 источников по импорту и внутренних НПЗ. Если эту систему разрушить путем введения пошлин, квот или прочих ограничений на поставки из одного или нескольких источников - лишь в этом случае возможны перебои с продуктом и непредсказуемый рост цены. Такие попытки периодически предпринимаются, поэтому полностью исключать такой сценарий нельзя. В остальном необходимо констатировать жесткую конкуренцию между различными игроками, что в конечном итоге дает возможность автомобилистам выбирать качество и сервис в зависимости от своих предпочтений.
Судя по комментариям игроков рынка, 2014 год пройти тихо и незаметно, обеспечив стабильность цен на автомобили и топливо. С другой стороны, никто не исключает неожиданных поворотов, которые могут произойти. Также отметим, что перемены вполне возможны после того, как в Украине стабилизируется политическая обстановка. К примеру, новые соглашения с Россией могут отменить специальные пошлины, но как быстро это произойдет и произойдет ли вообще — пока загадка. Остается надеяться, что все перемены будут на руку автомобилистам вне зависимости от того, как разрешится политический и экономический кризис.