В Украине подорожает автогражданка, но пострадавшие смогут рассчитывать на увеличенные выплаты от страховых компаний. В Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) решили сразу на треть повысить размер максимальной компенсации по полисам ОСАГО, а также переписали коэффициенты, которые страховые компании используют для расчета стоимости страховки.
Согласно принятому документу, изменения вступят в силу через три месяца после публикации. Так что, уже в начале лета автомобилисты могут получить новые ценники на полисы. «Это касается только страхования ОСАГО. Вполне вероятно, что вступит в силу с июня», – подтвердил член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
Сколько заплатят
По прогнозам самих страховщиков, стоимость автогражданки может вырасти примерно на 20%. На сегодняшний день средняя цена по стране на автогражданку составляет порядка 580 грн. Конечно, в крупных городах, где аварийность выше, ценник может быть и вдвое выше. Например, в Киеве, где большая концентрация машин, полис дешевле 1 300 грн. найти сложно. А после пересмотра коэффициентов его цена вырастет примерно до 1 560 грн.
«Предполагаю, что цены вырастут на 15-20% – примерно такой рост был по итогам прошлого года без всякого увеличения тарифов. Никакого 50% подорожания полиса, как пугают некоторые, не произойдет, так как пересмотр коэффициентов лишь дает возможность увеличить стоимость автогражданки, но не обязывает компании это делать», – подметил генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский.
Последний раз страховой регулятор повышал лимиты по выплатам несколько лет назад: по ущербу имуществу – с 50 тыс. до 100 тыс. грн., а по жизни и здоровью – со 100 тыс. до 200 тыс. грн. Учитывая уровень инфляции, страховщики давно просили о повышении лимитов. Мольбы были услышаны. Нацкомфинуслуг увеличил размер максимальной компенсации, правда, не так радикально, как в прошлый раз:
- по компенсации ущерба имуществу со 100 тыс. до 130 тыс. грн.;
- по жизни и здоровью – с 200 тыс. до 260 тыс. грн.
Доплатят 304 грн
Если пострадавший запросит у виновника ДТП большую сумму, последнему придется возмещать ущерб из собственного кармана. Но благодаря внесенным изменениям, нагрузка на него в случае серьезных аварий уменьшиться. Поднятие лимитов решило также важный вопрос с повышением минимальной зарплаты в 2019 году. Дело в том, что с Нового года привязанная к этому нормативу минимальная сумма выплат в случае смерти пострадавшего составляет 200,3 тыс. грн., что немного, но превышает 200 тыс. грн., которые указаны в полисах. А страховые компании из-за такой коллизии не могут выплатить причитающиеся по закону дополнительные 304 грн.
«Предложенные изменения позволят страховщикам поднять тарифы на ОСАГО Но это не означает, что этой возможностью воспользуются все. Кто и на сколько – покажет время. По некоторым категориям транспортных средств действительно существует необходимость такого повышения, потому что для стабильной работы нетто-премий явно не хватает. Благодаря повышению лимитов у страховых компаний есть хороший шанс подкорректировать свою тарифную политику. Но как именно это повлияет на убыточность страховщиков можно будет говорить не раньше, чем через полгода», – рассказал начальник отдела внешних коммуникаций СК ИНГО Украина Александр Мельничук.
Согласно данным Моторного страхового бюро, средняя сумма страховых выплат автомобилистам в прошлом году едва дотягивала до 16 тыс. грн. Следовательно, обозначенная сумма покрывает большинство аварийных ситуаций на украинских дорогах. В 2018 году было более 1,2 тыс. случаев (1% от общего количества), которые пробивали потолок страховой суммы в 100 тыс. грн., по таким эпизодам компании выплатили пострадавшим 126,9 млн. грн. (6,3% от общего объема выплат). Именно в этих случаях и могут увеличиться на треть компенсации.
«Но даже повышения до 130 тыс. грн. будет недостаточно, так как есть случаи и на 250 тыс., и на 350 тыс. грн. и даже на большие суммы ущерба. Но это уже выходит за возможности самих страховых, МТСБУ и Нацкомфинуслуг по повышению страховой суммы. Для таких изменений нужен новый закон «Об ОСАГО», текст которого уже готов», – говорит Черняховский.
Начало формы
Процесс урегулирования, подачи документов от пострадавших остается без изменений. Как и тарифы на необязательное автострахование, например, КАСКО. Вопросы лимитов коснуться только обязательной страховки. В добровольных видах страхования цены регулируются рынком.
Городам подняли планку
На сегодняшний день, стоимость полисов автогражданки во многом зависит от места регистрации транспортного средства. Но с вступлением в силу новых изменений, ключевую роль в цене страховки будет играть место жительства владельца автомобиля. Еще одно новшество – уменьшение страховых зон с 7 до 6. Согласно ним, например, Одесса, Львов, Днепр и Харьков «переедут» из третей во второю зону, где коэффициенты выше: их подняли с 1,8-2,8 до 2,3-3,5. Вырастут расценки и для автомобилей на иностранной регистрации. Если раньше коэффициент для них к страховому тарифу не превышал 4, то теперь его подняли до 10.
«Новым распоряжением о коэффициентах Нацкомиссия просто пересмотрела некоторые из них, оставив нижнюю границу такой же или, в некоторых случаях, повысив ее, то есть расширила диапазон этих коэффициентов. Это не значит, что страховые компании будут страховать сразу по максимальной ставке. Цена и в дальнейшем будет рассчитываться от экономической целесообразности и под влиянием конкуренции. Не может одна страховая сказать, что сразу повысит цену на 30%. Рядом будут работать другие компании, которые поднимут на 5% или пока вообще не поменяют ценники. Многое зависит и от региона. Например, это может коснуться только тех городов, где часто происходят ДТП и где выше цены на ремонт», – заметил нам Черняховский.
Уменьшат и предельный размер бонус-малус (скидка за безаварийную езду): с 20 до 10%. Но у большинства страховых он и сегодня не превышает 10-15%. Также новые правила позволяют сэкономить до 10% на покупке электронного полиса автогражданки. В январе его средняя стоимость составляла примерно 750 грн. Для е-полиса, по желанию самих страховщиков, можно использовать понижающий коэффициент до 0,9. Но применять его будут, скорее всего, не все компании.