«Это даст возможность не только усовершенствовать законодательную базу в данной сфере, установить европейские стандарты, но и, например, сократить разрыв в уровне заработной платы мужчин и женщин», - полагает министр. По ее подсчетам, сегодня разрыв в оплате труда составляет 29,5%. К тому же женщины возглавляют лишь 26% малых предприятий, 15% - средних и только 12 – больших.
Планов много, денег мало
Как на практике предлагается ликвидировать зарплатный разрыв, а также решить другие проблемы с обеспечением равенства прав полов, пока неизвестно. Однако некоторые предположения можно сделать на основании Концепция соответствующей госпрограммы утвержденной распоряжением КМУ от 21.11.12 г. №1002-р. В ней, прежде всего, отмечены основные проявления неравенства женщин и мужчин. Среди таковых, в частности, чрезвычайно большой разрыв в участии женщин и мужчин в принятии политических, экономических, социально важных решений, низкий уровень представительства женщин в ВР - 7,4%, облсоветах – 12%, райсоветах – 23%, горсоветах – 28% и т.д. Фактический разрыв в оплате труда между женщинами и мужчинами в Концепции определен на уровне 25,1% (в 2011 году средняя ЗП женщин составляла 2272 грн, мужчин – 3035 грн), что, кроме прочего, обусловлено и более низкими должностями слабого пола. Акцентировано внимание на ненадлежащем уровне обеспечения условий для гармоничного совмещения семейных и профессиональных обязанностей, замечены наличие гендерных стереотипов относительно места и роли женщин и мужчин в обществе, использование в рекламе, СМИ и интернет «элементов, которые закрепляют в сознании людей идею неравенства женщин и мужчин» и прочее.
Бороться с такими негативными явлениями в правительстве планируют, прежде всего, путем усовершенствования антидискриминационного законодательства. Также предлагается проводить среди работодателей информационно-разъяснительную работу по соответствующим вопросам, просвещать население на предмет равного распределения семейных обязанностей и ответственности в воспитании детей. Еще предусмотрено проведение мероприятий, направленных на развитие у женщин лидерских навыков для участия в принятии управленческих решений (особенно для сельских женщин и представительниц нацменьшинств), проведение информационных кампаний и прочее.
О масштабах «гендерной реформы» можно судить по объемам бюджетных средств, которые, согласно распоряжению КМУ, планируется выделить на ее реализацию. Так, в 2014 году из госбюджета предлагается выдать на эти цели 621,620 тыс грн, местных бюджетов - 441,120 тыс грн. В 2015 - 650,822 тыс грн и 461,853 тыс грн соответственно, в 2016 - 277,289 тыс грн и 483,561 тыс грн. Еще 2,564 млн грн планируется привлечь в 2014-2016 гг. из других источников. В целом – это чуть более 5,5 млн грн, или в среднем 1,8 млн грн в год (для сравнения, весной прошлого года Государственное управление делами закупило овощей и фруктов на 2,6 млн грн, в частности малину по 672 грн/кг, голубику – 576 грн/кг, ежевику – 576 грн/кг, смородину – 528 грн/кг).
Закон на стороне женщин
Впрочем, скорее, основной акцент при реализации госпрограммы будет делаться не на затратных мероприятиях, а на изменениях в законодательство. Недавно Минюст сообщил, что во исполнение упомянутого распоряжения КМУ в нынешнем году проверит шесть базовых законов относительно соблюдения гендерного равенства. В частности речь идет о законах «О научной и научно-технической деятельности», «О культуре», «Об оплате труда», «О пенсиях за особые заслуги перед Украиной» и др. Хотя, управляющий партнер ЮК «Правовая гильдия «ВикториАл» Виктор Мороз полагает, что проверка министерства вряд ли существенно на что-то повлияет и приведет к каким-либо кардинальным решениям. Он считает, что на сегодняшний день вопрос равности по половому признаку достаточно хорошо регламентирован в отечественном законодательстве. «Единственный аспект, требующий более глубокого регулирования - вопрос ответственности за нарушение норм права, регламентирующих равность по половому признаку», - поясняет юрист.
Отметим, что дискриминацию, в том числе по половому признаку, прежде всего, запрещает Конституция Украины, а также ряд профильных законов (Гражданский кодекс, Семейный кодекс, КЗоТ, закон «О государственной службе» и пр.). При этом законодательством предусмотрена даже уголовная ответственность за соответствующие нарушения. А есть и специальные законы, регулирующие данные вопросы. В частности, закон «Об обеспечении равных прав и возможностей мужчин и женщин» (от 08.09.2005 г. №2866-IV). Впрочем, в большей части он состоит из декларативных норм. К примеру, согласно документу, все законопроекты и проекты нормативно-правовых актов должны сопровождаться гендерно-правовой экспертизой, чего в реальности не наблюдается. Органы власти и местного самоуправления обязаны постоянно анализировать состояние гендерного равенства на определенных территориях или в отраслях, вести информационно-пропагандистскую деятельность, осуществлять мероприятия по повышению гендерной культуры граждан и т.д.
«Ставит в рамки» закон и работодателей. Они обязаны создать равные условия для женщин и мужчин, обеспечить обеим полам возможность совмещать труд с семейными обязанностями, осуществлять равную оплату труда при одинаковой квалификации и условиях. Также работодатель непосредственно обязан принять меры относительно предотвращения случаев сексуальных домогательств. Согласно закону нельзя в объявлениях о вакансиях предлагать работу только женщинам или мужчинам либо давать преимущества одному из полов. Недопустимо интересоваться семейной жизнью, планами о рождении детей и пр. Кроме того, закон определяет, что государство обеспечивает равные права и возможности для женщин и мужчин в сфере предпринимательства. Но на государственном и региональных уровнях, исходя из статистики, женщинам-предпринимателям можно предоставлять льготные кредиты, проводить для них бизнес-тренинги и пр.
Жалуйтесь в ООН
Юристы заверяют, что в нашем государстве достаточно хорошие законы, но проблема в том, что их нормы просто не выполняются. Вместо того обществу предлагают какие-то очередные законодательные нормы, якобы, призванные лучше защищать права граждан. Один из таких документов - недавно принятый закон «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» (от 06.09.2012 №5207-VI). Он практически полностью дублирует действующее законодательство, о чем сделало выводы и Главное научно-экспертное управление Аппарата ВР. А потому не увидело смысла в принятии такого закона.
Более эффективным было бы усовершенствование практики применения антидискриминационных норм, в том числе в части восстановления нарушенных прав граждан и привлечения виновных к ответственности. К примеру, профильное законодательство дает право пострадавшим от дискриминации обращаться к омбудсмену.
Однако Виктор Мороз замечает, что на сегодняшний день уполномоченный ВР по правам человека - должность более политическая, чем правозащитная. «Тем не менее, подать жалобу на дискриминацию по половому признаку ему можно и он обязан на нее отреагировать», - советует юрист. Отказ в принятии на работу по причине, что соискатель женщина, можно обжаловать в суде. Но в украинской судебной практике споров об отказе в приеме на работу крайне мало. По словам партнера ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Оксаны Войнаровской работодатель будет просто ссылаться на несоответствие кандидата требованиям, которые выдвигаются к определенной должности. Туманна и перспектива обращения в правоохранительные органы с заявлением, скажем, о домогательстве.
Впрочем, сами авторы законов о гендерном равенстве, похоже, ставят под сомнение эффективность доступных средств защиты прав в нашей стране. Показательно, что в законе «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» отдельно прописано, что в случаях, когда исчерпаны возможности защитить свои права в рамках украинской юрисдикции, пострадавшие могут обратиться в Комитет ООН по ликвидации дискриминации.