Стюарт Риттер, старший аналитик инвестиционной компании Т. Rowe Price по финансовому планированию, ехал с семьей в автомобиле. Расположившимся на заднем сидении детям было тесновато, и Риттер предложил: «А не купить ли нам машину побольше?». В ответ тут же прозвучало дружное «да!». Но когда Риттер сообщил, что за новое авто придется отдать деньги, которые семья откладывала на летний отпуск у моря, энтузиазм мгновенно поутих.
Подобные случаи – хороший повод преподать детям уроки финансовой «кухни», а также научить их правильно расставлять приоритеты, рассказывает Риттер, который, помимо работы в Т. Rowe Price, преподает в колледже.
Простые истины
Все мы желаем своим отпрыскам только добра и стремимся оградить от бед. С раннего возраста мы учим детей, как правильно переходить улицу, как вести себя с незнакомцами, что делать, если потерялся. Позже, когда дети подрастут, не стесняемся говорить с ними на более серьезные темы: о безопасном сексе, преступности, вреде наркотиков. Но обсуждать с детьми вопросы, связанные с деньгами, во многих семьях почему-то считается неприличным. И напрасно, уверен Риттер: навыки правильного обращения с деньгами ничуть не менее важны, чем личная безопасность ребенка.
«Рассказывать ребенку о деньгах можно начинать с пятилетнего возраста, а то и раньше, когда малыш уже четко понимает, что вещи покупают за деньги», – утверждает Риттер. Разумеется, пятилетнему малышу необязательно знать, сколько вы зарабатываете и сколько денег на вашем банковском счету. Но ваше чадо должно, например, осознавать, что банкомат выдает деньги не просто так, а потому что раньше вы положили их на банковский счет.
Кроме того, ребенок должен усвоить, что не все вещи можно купить сразу, почему часть денег нужно откладывать. «Понятно, что речь не идет о накоплении ради накопления. Нужно рассказать, когда и как тратить деньги, какие покупки важны, а какие – нет. Так и закладываются основы рационального распоряжения деньгами, навыки принятия финансовых решений», – уточняет Риттер.
Финансовый набор
С какими терминами и понятиями должен быть знаком ребенок, и в каком возрасте их лучше объяснять?
5-летний ребенок должен знать, что такое:
Покупка. Это понятие должно включать три элемента: какую вещь ты хочешь купить, сколько она будет стоить и когда лучше сделать покупку.
Банк – место, где можно безопасно хранить накопленные деньги и распоряжаться ими.
Счета – бумаги, из которых можно узнать, сколько нужно заплатить за вещи или услуги.
Выбор – решение о том, можно ли потратить деньги сразу или отложить на более дорогую покупку.
10-летний ребенок должен понимать, что такое:
Проценты – деньги, которые вы получаете за то, что храните средства в банке, или наоборот, которые платите банку за то, что заняли у него какую-то сумму.
Кредит – деньги, которые вы одолжили в банке и должны вернуть с процентами.
Инфляция – подорожание продуктов и услуг с течением времени.
Налоги – деньги, которые вы платите правительству за то, что оно оказывает различные государственные услуги.
15-летний подросток должен быть знаком с терминами:
Инвестиции – вложение денег в активы: ценные бумаги, облигации и т. п.
Как распределить деньги по разным видам активов (акции, облигации и краткосрочные инвестиции).
Диверсификация – распределение денег в рамках одного вида активов (различные виды акций и облигаций).
Акции – доля в компании, которую та предлагает купить другим людям и компаниям.
Облигации – бумаги, которые подтверждают, что государство или частная компания взяли у вас в долг, чтобы позже вернуть его с процентами.
«Разумеется, необязательно рассказывать детям о деньгах именно в тех терминах, которые я привел, – говорит Риттер. – Вы лучше знаете своего ребенка и найдете способ донести до него нужные знания так, чтобы он быстрее их усвоил. Могу дать один совет – не устраивайте детям лекций. Лучше учите их в реальных ситуациях – на улице, в магазине или у банкомата».