Как пишет UBR.ua, украинские власти вчера подхватили тему борьбы с бедностью, поднятую Всемирным банком в рамках регулярного исследования. 17 октября ВБ опубликовал отчет, в котором отметил прогресс по борьбе с бедностью на всей планете: с 1990 по 2015 год доля людей, живущих в крайней нищете (могут потратить до $1,90 в день), сократилась с 36% до 10%. Это считают большой победой. Хотя до всеобщего богатства и процветания миру еще далеко: 26,2% человечества (1,9 млрд человек) в 2015 году жило менее чем на $3,20 в сутки, и практически у 46% населения планеты в кармане было не более $5,50 на день. Столько стоит чашка латте в нью-йоркской кофейне Starbucks.
У нас ситуация не лучше, даже хуже. Если пересчитать украинскую минимальную зарплату – 4170 гривен – в доллар и разбить на 30 дней в месяце, то выйдет $4,96 в сутки. Не получится приукрасить картину даже если привязаться к другому показателю – ВВП на душу населения. Поскольку Украина вошла в список стран, которые Всемирный банк называет бедными: в нем оказываются государства с ВВП менее $10 тыс. на гражданина. К концу 2017 года мы вышли на показатель $8,7 тыс. Совсем негусто.
Власти могут сколько угодно говорить, что это последствия девальвации гривны, потери части территорий, агрессии РФ, непростой ситуации на мировых рынках. И множества прочих факторов. Однако факт остается фактом – Украина оказалась на 73 месте из 79 беднейших стран мира. Где хуже всего дела у лидера рейтинга Центрально-Африканской республики с $725,9 на душу населения и лучше всего у Парагвая – $9,69 тыс. на человека.
Заработки нашей страны очень далеки от показателей ближайших соседей: Белоруссия ($18,9 тыс. на душу населения), Польша ($29,5 тыс.), РФ ($27,9 тыс.). И абсолютно недостижимы для нас результаты стран-лидеров. В Европе в тройку самых богатых входят Люксембург ($103,7 тыс.), Ирландия ($75,5 тыс.) и Норвегия ($71,8 тыс.). А в мире – Катар ($128,4 тыс.), Макао ($115,1 тыс.) и Люксембург ($103,7 тыс.).
Что будут делать
В такой ситуации украинские власти просто не имеют права сидеть сложа руки. Потому из года в год утверждают стратегии, указы, постановления, направленные на борьбу с бедностью. Очередной такой трактат 17 октября издало Минсоцполитики – опубликовало на своем официальном сайте. Документ называется «План мер на 2019 год по реализации стратегии преодоления бедности».
Конкретных мер в нем изложено совсем немного. Большинство действий сводится сбору информации, обработке данных, подготовке статистики, проведению крупных столов, и прочих подготовительных мероприятий. Из которых крайне сложно представить фактически действия власти по борьбе с бедностью. Из 69 пунктов основного задания и перечисленных мероприятий UBR.ua смог выделить лишь 12 пунктов, которые можно сформулировать в меры и подготовить почву для принятия конкретных решений:
- Компенсация единого соцвзноса в рамках проектов по улучшению экономических условий для развития самозанятости.
- Стимулирование работодателей к найму лиц, неконкурентоспособных на рынке труда (людей предпенсионного возраста, родителей с малолетними детьми, инвалидов и пр.). Например, частичное или полное субсидирование рабочих мест.
- Повышение размера минимальной зарплаты.
- Профессиональное обучение безработных. Перепрофилирование под текущие потребности рынка труда.
- Улучшение условий оплаты труда работников бюджетной сферы.
- Обеспечение индексации пенсий путем увеличения среднего размера зарплаты.
- Предоставление бесплатных консультаций по вопросам предпринимательской деятельности.
- Проработка подготовительного этапа для внедрения в Украине накопительной системы пенсионного страхования – второй уровень.
- Модернизация телефонных станций, ремонт линий связи, прокладка волоконно-оптических кабелей в сельской местности. Чтобы люди имели беспрерывный доступ к интернету и телеэфиру.
- Улучшение транспортной инфраструктуры посредством строительства, ремонта дорог с твердым покрытием. И решение проблемы транспортного сообщения в наиболее проблемных точках страны.
- Активизация внешкольного обучения с целью развития способностей детей.
- Усовершенствование механизма предоставления субсидий. Должны быть пересмотрены списки коммунальных услуг, под которые они предоставляются.
Реализация большинства мер расписана на весь 2019 год. И лишь некоторые мероприятия намечены на отдельные месяцы. Правда, до конца непонятно, на кого возложена ответственность за их реализацию, и в каком объеме она будет профинансирована из госбюджета. Почему очень рано судить, в какой степени перечисленные меры помогут решить проблему бедности.
Что работает
Чтобы оценить эффективность разных моделей по борьбе с бедностью, UBR.ua попросил экспертов выделить самые действенные из реализованных в мире механизмов. Оценить действия властей и их эффект. Вышло три сценария.
Растить экономику, остальное — приложится. По этому пути пошел Китай: заключил множество торговых договоров, налаживая выходы на рынки сбыта, максимально минимизировал налогообложение бизнеса (особенно экспортеров) в индустриальных зонах. Из КНР в короткие сроки сделали «мировую мастерскую». «Преодолеть бедность можно обеспечив стабильные темпы экономического роста, выше 5% в год. А китайские власти создали условия для увеличения ВВП в пределах 7%. И с массовой бедностью было покончено достаточно быстро. Десять лет назад средняя зарплата в КНР составляла 100 долларов на работника, а сейчас – 700 долларов, и продолжит и дальше расти», – отметил в беседе с UBR.ua исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Он не верит в искусственные меры по преодолению бедности, только в стимулирование экономического роста.
Закрытие неэффективных госпредприятий и создание новых рабочих мест. Этот метод для стимулирования бизнеса и экономического роста применила Польша, которая ловко использовала программы ЕС. «Польша эффективно использовала ту помощь, которую дал ей Евросоюз для создания рабочих мест в негосударственном секторе. Сразу отказалась от поддержки неэффективных государственных предприятий. Так страна смогла решить проблему бедности. Даже украинские граждане сейчас пользуются польскими реформами и устраиваются на эти рабочие месте», – рассказала UBR.ua hr-эксперт портала rabota.ua Татьяна Пашкина. И, кстати, сразу заметила, это удавалось далеко не всем. «Те же Румыния и Болгария, хотя тоже стали членами ЕС, но не смогли повторить польский успех», – подчеркнула она.
Сделать из госсектора мощный механизм и заставить его работать. Госрегулирование и планирование дало положительный эффект в некоторых азиатских странах. «В том же Китае, а сейчас и во Вьетнаме, в преодолении бедности и создании рабочих мест решающую роль сыграло государственное планирование и наличие мощного государственного сектора. Частным компаниям просто позволяют пользовался созданной властями инфраструктурой и им оказывают поддержку на внешних рынках», – рассказала UBR.ua кандидат социологических наук Виталина Буткалюк.