В правительстве устали от многолетней истории под названием закон «О внутренней торговле». В среду, 22 мая, министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов заявил, что его ведомство готово отказаться от идеи принять единый документ в этой сфере. «Я думаю, что это была последняя дискуссия (на тему закона). Дальше мы либо представляем проект единого закона, либо будем вносить поправки в отдельные законы», – сказал он на расширенном заседании парламентского комитета по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики. Идею точечных изменений в уже существующее законодательство комитет поддержал.
Кабмин устал бороться с мощным отраслевым лобби. «Есть три группы интересов, которые довольно сложно привести к общему консенсусу. Это потребители, производители, и это предприятия сферы торговли, особенно крупные розничные сети. У меня сложилось впечатление, что они никогда не поддержат этот закон», – объяснил свою позицию Прасолов.
Лишнее звено
Задача закона о внутренней торговле – урегулировать отношения между группами, о которых говорил Прасолов, и государством. Работа над документом с разной интенсивностью продолжалась с 1999 года. Плод многолетних усилий в виде готового законопроекта Кабмин вносил в Раду прошлого созыва, но после завершения ее полномочий документ отозвали.
Новый проект закона премьер-министр Николай Азаров поручил МЭРТ доработать до конца мая. Но, как и все предыдущие версии, он наткнулся на отчаянное сопротивление заинтересованных сторон – ритейлеров, рынков, производителей и т.д. Основные спорные моменты документа – это право местных властей определять места размещения магазинов, расширение полномочий по проверке торговцев госорганами и сокращенные сроки оплаты за поставленные товары. «Этот документ не решает существующих проблем рынка, зато создает новые», – подчеркивает генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко.
Идея отказаться от единого закона родилась в совете предпринимателей при Кабмине. Проанализировав проект закона, подготовленный МЭРТ, в совете поняли, что документ не дает ответов на большинство вопросов, которые стоят перед отраслью, рассказывает директор по вопросам развития связей с правительственными структурами «Мetro Cash & Carry Украина» Петр Кабан.
Есть три группы интересов, которые довольно сложно привести к общему консенсусу. Это потребители, производители, и это предприятия сферы торговли, особенно крупные розничные сети. У меня сложилось впечатление, что они никогда не поддержат этот закон
Решать проблему точечно, а не единым законом, хочет не только бизнес, но и депутаты. «Опыт Европейского союза и России показал, что этот закон не нужен. Нужно просто вносить отдельные изменения в хозяйственный кодекс, отраслевые документы, и разработать закон о рынках», – считает глава парламентского комитета по вопросам предпринимательства Александра Кужель. 22 мая ее комитет поддержал идею Прасолова и не стал принимать за основу представленную концепцию закона о внутренней торговле. Вместо этого депутаты решили обратиться к премьер-министру с предложением создать рабочую группу по законодательному регулированию сферы торговли. Она и должна будет заняться точечной доработкой законодательства.
План «Б»
Праздновать победу противникам единого закона рано. Решать, нужен ли он, будет премьер-министр Николай Азаров, который настаивает на сводном нормативном акте.
Но даже если от идеи единого закона откажутся, риски для бизнеса остаются. Нормы, которые власть не смогла принять пакетом, чиновники могут попробовать провести в виде правок к большому числу работающих законов. «Думаю, что Министерство экономического развития и торговли может пойти по пути дробления своих желаний на разные проекты», – предполагает первый замглавы комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан. Если так случится, отследить все изменения будет сложно.
Кужель считает, что этого бояться не стоит. «Посмотрите на Налоговый кодекс: в течение трех месяцев после его принятия в него смогли внести около сотни изменений. Поэтому, если даже бизнес добьется приемлемого для себя единого закона о внутренней торговле, не стоит надеяться, что он станет гарантией его прав», – прогнозирует депутат.