Заседание парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики в среду проходило весьма драматично: зал был забит, народный депутат Александр Кирш орал, женщины плакали, мужчины их утешали, депутат Ляшко кричал: “Та шо ви її гладите, краще не пхайте їй свій касовий апарат!” — а за окнами пару десятков представителей малого бизнеса с плакатами и рупором призывали власть прекратить попытки их уничтожить. Такую бурю эмоций могло вызвать только обсуждение введения регистраторов расчетных операций для единщиков.
Напомним, 28 декабря был принят закон №71-VIII, согласно которому с 1 июля 2015 года плательщики единого налога 3-й группы обязаны проводить все расчетные операции через кассовые аппараты, а с 1 января 2016 года применение РРО станет обязательным и для 2-й группы.
Когда Агентство США по международному развитию (USAID) провело опрос среди предпринимателей на тему последних налоговых нововведений правительства, именно этот закон возглавил антирейтинг. Согласно исследованию, норма об обязательном применении кассовых аппаратов для плательщиков единого налога по шкале от “-2” (очень плохо) до “2” (хорошо), получила -1,38 балла. В день, когда только был опубликован законопроект, Александра Томашевская, налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, известная оптимизмом и крепкими нервами, сказала, что впервые задумалась об эмиграции.
Сейчас, когда до дня “Х” остался всего месяц, напряжение достигло апогея, особенно учитывая то, что до последнего мало кто верил, что закон таки вступит в силу. Попытку все же отменить его сделала Оксана Продан (именно ее законопроект №1718 вызвал такую эмоциональную дискуссию), но за отмену на заседании комитета проголосовало лишь 6 из 33 народных депутатов.
В тот же день замминистра финансов Елена Макеева огласила приговор: “На сегодняшний день Закон, которым внесены изменения в Налоговый кодекс, а также в Закон “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг”, уже действует. Очень много спекуляций, что этот закон будет отменен, или какие-то правила изменятся, поэтому, к сожалению, наши предприниматели до конца не знают, кому поверить, будет отменен этот закон или нет. Я, как заместитель министра финансов Украины, хочу сказать, что Закон принят и вступит в силу с 1 июля 2015 года”.
По ком звонит колокол
С 1 июля применение РРО будет обязательным для плательщиков единого налога третьей группы, с первого января 2016 — для второй. При этом налогоплательщики 2-й и 3-й групп, работающие на рынках, или осуществляющие торговлю на передвижных средствах торговли, не обязаны использовать кассовые аппараты, для них это дело добровольное — хотят применяют, хотят не применяют.
Неля Привалова, директор департамента методологии Государственной фискальной службы, ссылаясь на статистику, рассказала, что за кассовыми аппаратами с начала года обратилось не так много предпринимателей — очевидно, все остальные ждали, когда норму отменят. “Сегодня, к сожалению, можем констатировать, что плательщиками единого налога третьей группы зарегистрировано только 4 тыс. единиц кассовой техники. Общаясь с производителями, мы выяснили, что предприниматели зарегистрировали и подали заявки примерно на 10 тыс. единиц кассовой техники”, — посетовала она.
При этом, по словам Макеевой, по состоянию на начало 2015 года в Украине было зарегистрировано физических лиц-предпринимателей плательщиков налога 3-й группы 284,2 тыс. человек, из которых 66% (187,5 тыс. человек) получают доходы от юридических лиц, то есть используют безналичную форму расчетов. “Если они проводят безналичные расчеты, то вполне разумным является вопрос, зачем им РРО — они пользоваться им не будут. Реально РРО нужны, по нашим данным, только 96,7 тыс. физических лиц-плательщиков единого налога”, — добавила замминистра.
Тем не менее, почти 100 тыс. — это много, и вряд ли все они успеют приобрести технику и программное обеспечение за оставшийся месяц, если не сделали этого за предыдущие пять. Ирина Березинец, та самая девушка в слезах, которую делегировала демонстрация под окнами парламентского комитета, мрачно предсказала уход 10% предпринимателей с рынка. “Это точно, — подтвердила Юлия Дроговоз, налоговый эксперт РПР и экс-кандидат на пост главы ГФС от общественного Совета. — Это менталитет, если они не готовы, то их никто не заставит, они скорее закроются. Во всяком случае, для легальной экономики мы их потеряем”.
Попробуем разобраться, что вызывает такой ужас, и что может сделать государство, чтобы минимизировать разрушительный эффект реформы.
Дорогое удовольствие
По словам Оксаны Продан, стоимость кассового аппарата варьируется от 7 до 10 тыс. гривень. Для многих предпринимателей, особенно в сельской местности — это большие деньги. Стоит отметить, что в Грузии поголовное введение РРО сопровождалось государственной поддержкой: самые маленькие получили аппараты бесплатно, для тех, у кого обороты побольше, действовала программа рассрочки. Но в Украине, во-первых, денег нет, во-вторых — в разы больше предпринимателей. По словам Продан, для этих целей можно было бы привлекать донорские средства по программам поддержки малого бизнеса, но для этого нужно участие правительства, так что пока не получается.
Неля Привалова считает, что все не так трагично. По ее словам, плательщики единого налога 3-й группы, как правило, осуществляют деятельность по продаже товаров или оказанию услуг, а это несложные виды деятельности, которые, соответственно, не требуют использования сложных дорогих моделей. Привалова привела пример модели ИКСМ510, которую сегодня можно приобрести по цене от 4 784 грн. Она также напомнила, что кассовый аппарат, в соответствии с установленными сроками, используется 7 лет. “Кроме того, общаясь с производителями, мы видим, что многие из них идут на встречу налогоплательщикам, и некоторые предоставляют или отсрочку, или рассрочку по оплате за кассовые аппараты на 4 месяца”, — уверяет Привалова.
Однако ответ на вопрос, могут ли налогоплательщики себе позволить покупку РРО, не так однозначен. Когда продавцы сельских магазинчиков плачут, что денег нет — они правы. Но когда Минфин говорит: “Секундочку, а как же столичные магазины, торгующие дорогой одеждой в “Метрограде”?”, — он тоже прав. Глава парламентского комитета Нина Южанина объясняет: когда в результате налоговой реформы сократили количество групп плательщиков единого налога, в третью группу загнали всех — и тех, у кого граничный объем дохода 3 млн гривень в год, и тех, у кого 20 млн, а общие справедливые правила для всех создать не так-то просто. Хотели как лучше, а получилась еще одна проблема.
Технический вопрос
Еще один вопрос, который систематически поднимается при обсуждении проблемы — где 100 тыс. предпринимателей возьмут 100 тыс. кассовых аппаратов? На прошлом тематическом заседании комитета производители сказали, что могут обеспечить до 20 тыс. аппаратов в месяц. Привалова уверяет, что не 20 тыс, а 30 — то есть за 3 месяца можно обеспечить всех. Но это, конечно, при сферически идеальных условиях в вакууме, и в это мало кто верит. ГФС нашла выход: “Мы предлагаем поступить следующим образом: плательщики единого налога 3-й группы, которые на момент вступления в силу Закона будут иметь на руках договор с производителем или поставщиком кассовых аппаратов о приобретении аппарата, в котором будет четко указана дата оплаты и поставки кассового аппарата, не будут привлечены к ответственности”, — рассказала Привалова. То есть, если окажется так (а так окажется), что кому-то не хватило кассового аппарата, но у него на руках будет договор с поставщиком, то налоговики обещают не применять к таким плательщикам штрафные санкции.
Драконовские штрафы
Не было ни одного человека, который не назвал бы систему начисления штрафов за нарушения правил применения РРО неадекватной. Штрафы — одна из основных причин паники среди малого бизнеса. “Условия работы с кассовыми аппаратами сейчас требуют значительных усилий — распечатывать, приклеивать в книгу учета контрольные чеки, хранить их в течение трех лет и за отсутствие этих чеков могут оштрафовать. Или у тебя должна совпадать наличность в кассе и сумма в контрольных чеках. Но если я предприниматель, я же могу брать из кассы наличку — это мои деньги”, — говорит Продан. Привалова уверяет, что все не так — данные в электронном виде передаются в ГФС и хранить по три года бобины с лентой уже не нужно. “Единственное, что должен сделать плательщик — один раз в сутки сформировать итоговый отчет (Z-отчет), который вклеивается в кассовую книгу и сохраняется в качестве первичного документа.
Но это не единственная проблема. Так, опрошенные владельцы небольших магазинов единогласно жалуются на то, что если, условно, в базе забито 123 наименования товаров, а на складе вдруг оказывается 124 — это уже повод для штрафа. Примеров бесчисленное множество.
Неадекватны и размеры штрафов, которые достигают пятикратного размера от суммы нарушения. Проблему должен был решить законопроект №1088, который был принят Парламентом в первом чтении и отправлен на доработку — он предполагает уменьшить количество штрафов и снизить требования к поведению с кассовыми аппаратами. Но принять его в целом до 1 июля уже явно нет шансов.
“Большой бизнес просто счастлив, что мы с ним работаем. Я познакомилась с множеством ритейлеров, которые имеют кассовые аппараты в своих сетевых магазинах и не поленились прийти и участвовать в обсуждении, потому что для них это очень важно — это сумасшедшие деньги. А с точки зрения малого и среднего бизнеса это вообще убийственно”, — рассказывает Продан. Сегодня ГФС заявляет о своей готовности обсудить вопрос штрафов, проблема лишь в том, что на это уже нет времени.
В связи с этим ГФС решила пойти по пути наименьшего сопротивления и вовсе отменить проверки до конца года. Кирш возразил, что в таком случае нет смысла спешить с введением кассовых аппаратов: “Давайте не врать себе: если мы вводим РРО, то нужно вводить и санкции за нарушения, потому что в противном случае это не норма, а имитация”.
Интерес государства понятен — РРО позволяет контролировать доходы, а значит — получить больше налогов, если предприниматели не смогут эти доходы прятать. Но в чем интерес государства, если кассовый аппарат есть, но его работу никто не проверяет? Контролировать доходы государство не будет, потому что нет ответственности — нет стимула. “Точно интерес будет у тех, кто импортирует, производит и обслуживает аппараты. Там интерес будет 100%. Государство с этого, 100%, ничего не получит”, — предсказывает Продан. И это вызывает вопросы.
Коррупционная составляющая
Депутаты обращают внимание и на другие странности самого рынка РРО. Например, Продан приводит пример пломб — они стоят по 50, 47, 52 гривни в зависимости от области и сервисного центра. А пломбу надо оплачивать при любом техобслуживании аппарата. По ее словам, сейчас продается более 100 тыс. пломб в месяц на ремонты и сервисы по всей Украине. “Эксперты говорят, что государственное предприятие “Полиграфкомбинат “Украина”, якобы, предлагало делать эти пломбы по полторы гривни. У них это право еще при Януковиче и Клименко забрали и передали частной фирме, которая делает их по 10 гривень. Соответственно, она продает по 10 гривень сервисным центрам, а сервисные центры продают уже по 50 — в зависимости от расстояния или еще чего-то. Вот я плательщик налогов. У меня единый налог 250 гривень. Теперь за Интернет надо заплатить, за модем, за ежедневную передачу информации, за сервисное обслуживание. Так вот, у меня сервисное обслуживание кассового аппарата больше, чем налог, который я плачу. Это адекватно со стороны государства?” — негодует нардеп.
К слову, ее коллега из фракции “Самопомич” Татьяна Острикова утверждает, что и с передачей данных не все чисто. “Рынок обеспечения траффика монополизирован двумя компаниями, которые принадлежат известным личностям, но по факту ГФС в состоянии наладить передачу данных напрямую, ей не нужны информационные посредники”, — уверена она.
Ни бизнес, ни депутаты, ни эксперты не спорят с тем, что кассовые аппараты нужны, ведь это путь цивилизованного мира и механизм защиты прав потребителя. Но точно также никто не сказал, что ситуация с РРО сложилась не то что благоприятная, а хотя бы приемлемая. Во многих нюансах еще предстоит разобраться, чтобы под соусом европейской интеграции мы не получили очередной источник доходов для “особо приближенных компаний” и лишний повод мешать работать малому бизнесу.
_ Мария Стасенко_