Финальная версия документа еще не опубликована на сайте Кабинета министров, а значит, в нее еще могут вноситься какие-то правки. Но тот проект постановления, который 21 августа был принят на Кабмине, позволяет понять, насколько ликвидным будет этот инструмент и будет ли он так же интересен для рынка, как НДС-облигации три года назад.
В 2010-м торговля НДС-облигациями на вторичном рынке начиналась с дисконтом около 25%, но из-за высокого спроса на них дисконт снизился до 9%, рассказывает казначей банка из топ-10 по размеру активов.
В такой же успех векселей банкиры и экономисты не верят. На вторичном рынке они будут продаваться с дисконтом в 40%, в лучшем случае – 20%, а торговать этими инструментами будут только отдельные банки. Почему?
Причина №1: сроки погашения векселей
Долг государства перед предприятием будет поделен на пять равных частей, на каждую из которых будет выпущен отдельный вексель со сроком погашения от 1 до 5 лет. То есть каждый год компания сможет предъявить к погашению перед Госказначейством только пятую часть векселей, имеющихся на руках.
Выгоды для госбюджета понятны. Но насколько такой инструмент будет интересен для бизнеса? Спрос будет лишь на казначейские векселя с погашением в 1-2 года, считает аналитик Укрсоцбанка Тантели Ратувухери. Банки боятся инвестировать на длинные сроки – как из-за общей экономической ситуации, так и потому, что опасаются: в борьбе за стабильность валютного курса НБУ опять свяжет ликвидность и это вызовет рост ставок, добавляет Юрий Товстенко, специалист по торговле облигациями инвесткомпании Concorde Capital.
В итоге вкладываться в бумаги со сроком обращения от 3 до 5 лет банки не захотят, а значит, и спроса на них не будет, и ликвидными останутся лишь 20-25% всех выпущенных векселей, уверен Ратувухери. К примеру, сегодня коммерческие банки практически не участвуют в покупке длинных – с погашением через 5 или 7 лет – облигаций внутреннего государственного займа на аукционах Минфина.
Причина №2: гарантии возврата средств
Интерес к новому инструменту, в принципе, есть, и момент для его эмиссии выбран подходящий – сейчас в Украине выпускается немного ликвидных корпоративных ценных бумаг, а у банков есть избыточная ликвидность, отмечает первый зампредправления банка «Контракт» Павел Крапивин. Но все же интерес этот – гораздо более сдержанный, чем к НДС-облигациям, которые были выпущены летом 2010 года.
Дело в том, что казначейские векселя будут фиксироваться в бюджете не как задолженность государства, а как кассовые расходы государственного бюджета. «Это не долг государства в том понимании, в котором он определен Бюджетным кодексом. Он не будет увеличивать долговую нагрузку бюджета. Это будет отдельная бюджетная программа», – объясняет высокопоставленный собеседник в Минфине.
Такая особенность вызывает вопросы среди банкиров. «Не понятно, будут ли векселя гарантированно погашаться живыми деньгами, или на такое погашение смогут рассчитывать лишь дружественные правительству банки», – говорит казначей банка из топ-10 по размеру активов, попросивший на него не ссылаться в силу «политической чувствительности вопроса». Из-за этого фактора его финучреждение в торговле векселями активного участия принимать не планирует.
Министерство финансов отказалось комментировать эту тему, ссылаясь на то, что документ еще не вступил в силу. Но неофициально высокопоставленный собеседник в Минфине уверяет, что страхи по поводу погашения векселей – надуманны. «Если вы как участник рынка купите векселей, скажем, на 10 млрд гривен, вам никто не помешает затем предъявить их к погашению. Это будет очень ликвидный инструмент», – утверждает он.
Но если векселя не будут считаться госдолгом, то по сравнению с ОВГЗ они потеряют в привлекательности. «Банкам надежнее будет и дальше покупать ОВГЗ, чем вкладываться в новый инструмент», – считает Ратувухери.
Дополнительная сложность в том, что векселя будут выпускаться как в документарной, так и электронной формах. «Международное право оговаривает, что вексель – это бумажный документ. То есть в Украине вводится новое понятие, и у юристов международных банков, которые устанавливают лимиты на инвестирование в различные инструменты, это может вызвать вопросы. Но это противоречит международной конвенции о векселях. А, значит, нам придется искать, есть ли примеры бездокументарного выпуска в других странах, и если нет – изучать, насколько это повлияет на надежность этого инструмента в Украине», – говорит казначей из банка первой десятки.
Причина №3: круг покупателей
Купить казначейские векселя у предприятий, оформивших таким образом задолженность государства, смогут только юридические лица – резиденты Украины. Но в 2010-м значительную долю спроса на аналогичный инструмент – НДС-ОВГЗ – на вторичном рынке сформировали банки-нерезиденты, рассказывает Товстенко.
Это сразу значительно снизит количество потенциальных покупателей этих бумаг. Тем более, что возможности для их покупки крупнейшими украинскими банками также ограничены.
К примеру, участвовать в покупке казначейских финансовых векселей пока не планирует ОТП Банк, входящий во вторую десятку по размеру активов. Одна из причин – отсутствие разрешения материнской компании на работу с этим инструментом, а также непрозрачность дальнейшего функционирования инструмента, говорит начальник управления казначейства и финансовых институтов ОТП Банка Владислав Анисимов.
С учетом всех этих факторов интерес банков к новому инструменту будет довольно сдержанным. «Банки будут покупать векселя, только если дисконты по ним превысят доходность по кредитам, то есть на уровне 32-40%», – считает Ратувухери. Ожидания Крапивина из «Контракта» по цене – идентичны. Казначей банка из топ-10 по активам ожидает, что дисконты не будут меньшими 20%, и не верит, что со временем они снизятся, как три года назад произошло с НДС-облигациями.
Правда, повысить привлекательность векселей может Национальный банк Украины, добавляет Крапивин. «Если он будет принимать этот инструмент в качестве обеспечения под рефинансирование, то эта бумага станет однозначно ликвидной и востребованной», – уверен он.