• Посилання скопійовано

Значення антикризових законів для українського бізнесу

Зміни в основному торкнулися податкового законодавства, а саме податкових ставок і пільг. Таким чином, податкові пільги, надані окремим галузям, будуть значно обмежені або повністю ліквідовані

Значення антикризових законів для українського бізнесу

Следуя требованиям Международного валютного фонда, "27" марта 2014 года парламент Украины всё же принял Закон №1166-VII "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине" (далее по тексту – "закон"). Предпосылкой принятия данного нормативного акта является попытка удержать на плаву страну, находящуюся на грани банкротства. В данной статье будут охарактеризованы основные сферы бизнеса, которых коснулись изменения, а также характеристика таких изменений не с политической, а с юридической точки зрения.

Изменения в основном коснулись налогового законодательства, а именно налоговых ставок и льгот. Таким образом, налоговые льготы, предоставляемые отдельным отраслям, со вступлением в силу закона будут значительно ограничены или полностью ликвидированы. Предлагаемые поправки касаются почти всех отраслей промышленности, включая сельское хозяйство, фармацевтику, транспорт и инфраструктуру, нефть и газ, минеральные ресурсы, производство, банковскую сферу и другие.

Из всех сфер бизнеса наиболее "не повезло" сельскохозяйственной и аграрной. Ранее данная сфера получала большие налоговые льготы как для корпоративного подоходного налога, так и налога на добавленную стоимость. Отныне сельскохозяйственным предприятиям, производителям и предприятиям, которые приобрели зерновые и технические культуры у сельскохозяйственных предприятий-производителей, а также Аграрному фонду (в случае приобретения им таких культур с налогом на добавленную стоимость) при первой поставке зерновых и технических культур не будет компенсирован налог на добавленную стоимость.

Пройдемся по другим изменениям. В целом операции, не освобожденные от налогов, и которые не облагаются по ставке 7 %, облагаются по ставке 20 % (например, такие операции как ввоз/ вывоз товаров на таможенную территорию Украины и др.). Ставка в 7 % применяется  к операциям поставки лекарственных средств, разрешенных для производства и применения на территории Украины и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств (в том числе аптечными учреждениями), а также по поставке изделий медицинского назначения согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины.

Основная ставка налога на прибыль предприятий изменяется с 16 % на 18 %, кроме субъектов индустрии и  программной индустрии, которые избрали особую систему налогообложения. Иные при соблюдении критериев, установленных Налоговым кодексом (п. 15 подраздела 10 "другие переходные положения" раздела ХХ "переходные положения"), облагаются по ставке 5 %.

Коснулись изменения и экспортных/ импортных ставок. Таможенная стоимость не облагаемых НДС товаров при ввозе на таможенную территорию Украины, вывозе за пределы таможенной территории Украины, независимо от выбранного таможенного режима товаров, увеличена с эквивалента 100 евро до 150 евро. В то же время не облагаемый НДС импорт товаров (суммарная фактурная стоимость), перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и экспресс-отправлениях, уменьшается с 300 до 150 евро.

Не самое позитивное воздействие закона и на инвесторов. Начиная с 1 апреля 2014 года при покупке иностранной валюты юридические и физические лица, осуществляющие операции по покупке иностранной валюты в безналичной и/ или наличной форме, обязаны будут оплатить пенсионный сбор по ставке 0,5 % от суммы операции. Кроме того, прибыль, полученная от реализации инвестиционных проектов субъектами хозяйствования, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, одобренные в соответствии с Законом Украины "О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест", облагается налогом по  таким ставкам:

с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 включительно - 0 %

с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 включительно - 8 %

с 1 января 2023 - 16 %

Закон также установил ставку при начислении арендной платы на земельный участок. Предусматривается, что размер арендной платы устанавливается договором аренды, но не может быть менее 3 % нормативной денежной оценки.

Увеличиваются и ставки платы за пользование недрами, за выбросы в атмосферу, хранение небезопасных веществ, за специальное использование подземных вод (устанавливается согласно области Украины), а также на табачные и алкогольные изделия. Вдвое увеличиваются ставки налогообложения по сбору за пользование радиочастотным ресурсом Украины.

Проанализировав положения данного закона, логично напрашивается вопрос, оправдывает ли цель (получение долгожданного внешнего финансирования) средства? Однозначного ответа нет. Однако обладать информацией относительно законодательных изменений стоит любому субъекту бизнеса, дабы избежать возможных дополнительных злоупотреблений со стороны представителей властных полномочий. Как говорится, информирован - значит вооружен!

Джерело: UBR

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»