В соответствии со ст.924 Гражданского кодекса Украины перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что утеря, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Отсутствие вины перевозчика исключает его ответственность за груз (ч.2 ст.924 ГК Украины).
Таким образом, повреждение или недостача груза далеко не всегда приводят к возмещению ущерба перевозчиком. В ряде случаев грузоотправитель (собственник груза) может взыскать ущерб с третьих лиц, виновных в повреждении или утере груза, нередко также – получить страховое возмещение. Распространенными случаями утери или повреждения груза не по вине перевозчика являются такие обстоятельства, как ДТП в результате нарушения правил дорожного движения третьими лицами, обстоятельства непреодолимой силы, в том числе стихийные бедствия, преступные действия третьих лиц (например, грабеж).
Также на практике приходится сталкиваться со спорными ситуациями, когда отсутствие вины перевозчика доказать сложнее. К таким ситуациям относятся: ненадлежащее крепление груза или его неправильное размещение в грузовом автомобиле (другом транспортном средстве), повреждение груза по причине несоответствия тары (упаковки) требованиям нормативов и другие подобные случаи. В таких случаях каждая из сторон спора имеет шанс отстоять свои права. Юристы рекомендуют с этой целью детально изучать нормы Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Минтранса Украины от 14.10.1997 года №363, а при международных перевозках – положения Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов (Женева, 1956 год).
В практике грузоперевозок распространено явление, когда требование о возмещении ущерба вследствие утери или повреждения груза предъявляется не перевозчику, а экспедитору. По мнению юриста Дмитрия Гарного законодательство Украины не предусматривает ответственность экспедитора за груз. «Причиной того, что экспедиторы в большинстве случаев добровольно или по решению суда возмещают своему заказчику стоимость утерянного груза, является сложившаяся коммерческая практика, а также то, что большинство договоров транспортного экспедирования содержат такие невыгодные для экспедитора условия» - поясняет специалист.