• Посилання скопійовано

Перевізник звільняється від відповідальності за вантаж за відсутності його вини

Перевізник відповідає за збереження вантажу з моменту прийняття його до перевезення і до видачі одержувачу, якщо не доведе, що втрата, недостача, псування або пошкодження вантажу сталися внаслідок обставин, яким перевізник не міг запобігти та усунення яких від нього не залежало

Перевізник звільняється від відповідальності за вантаж за відсутності його вини

В соответствии со ст.924 Гражданского кодекса Украины перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что утеря, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Отсутствие вины перевозчика исключает его ответственность за груз (ч.2 ст.924 ГК Украины).    

Таким образом, повреждение или недостача груза далеко не всегда приводят к возмещению ущерба перевозчиком. В ряде случаев грузоотправитель (собственник груза) может взыскать ущерб с третьих лиц, виновных в повреждении или утере груза, нередко также – получить страховое возмещение. Распространенными случаями утери или повреждения груза не по вине перевозчика являются такие обстоятельства, как ДТП в результате нарушения правил дорожного движения третьими лицами, обстоятельства непреодолимой силы, в том числе стихийные бедствия, преступные действия третьих лиц (например, грабеж). 

Также на практике приходится сталкиваться со спорными ситуациями, когда отсутствие вины перевозчика доказать сложнее. К таким ситуациям относятся: ненадлежащее крепление груза или его неправильное размещение в грузовом автомобиле (другом транспортном средстве), повреждение груза по причине несоответствия тары (упаковки) требованиям нормативов и другие подобные случаи. В таких случаях каждая из сторон спора имеет шанс отстоять свои права. Юристы рекомендуют с этой целью детально изучать нормы Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Минтранса Украины от 14.10.1997 года №363, а при международных перевозках – положения Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов (Женева, 1956 год). 

В практике грузоперевозок распространено явление, когда требование о возмещении ущерба вследствие утери или повреждения груза предъявляется не перевозчику, а экспедитору. По мнению юриста Дмитрия Гарного законодательство Украины не предусматривает ответственность экспедитора за груз. «Причиной того, что экспедиторы в большинстве случаев добровольно или по решению суда возмещают своему заказчику стоимость утерянного груза, является сложившаяся коммерческая практика, а также то, что большинство договоров транспортного экспедирования содержат такие невыгодные для экспедитора условия» - поясняет специалист. 

Джерело: Киевский центр поддержки и развития бизнеса

Рубрика: Держрегулювання/Інше

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Інше»