• Посилання скопійовано

Ось тоді почну знову я законів дотримуватися: кому потрібна легалізація капіталів

Юридичні та фізичні особи зможуть легалізувати тіньові доходи. Для цього потрібно буде лише задекларувати капітал і сплатити 1% податку. Такі норми зареєстрованого у ВР законопроекту №3590 від 08.11.2013 р.

Ось тоді почну знову я законів дотримуватися: кому потрібна легалізація капіталів

Идея амнистии капиталов витает в кабинетах высоких чиновников с начала двухтысячных. Мол, было бы неплохо подвести черту, забыть старое, и со дня N начать жить по закону. В разные времена назывались разные суммы потенциальных инвестиций в экономику легализированных капиталов – от десятков до сотен миллиардов долларов. Но задумка не была воплощена в жизнь. Никто не верил, что, засветив сегодня «нажитое непосильным трудом», впоследствии не будет подвергнут экспроприации. Теперь ситуация иная. Жесткой вертикали власти очень нужны деньги. И хоть проект закона подан не Кабмином, а депутатом, очевидно, он станет составляющей очередной правительственной реформы системы налогообложения наряду с антиофшорным законом  (о трансфертном ценообразовании), инициативой по всеобщему декларированию доходов и т.д.

К обеду ли ложка

Партнер ЮФ Vox Legum, Оксана Говорун ожидает, что законопроект будет принят в самые кратчайшие сроки. «Фискальные органы вплотную подошли к тому, что будет вводиться всеобщее декларирование доходов физлиц, образ жизни человека будет сопоставляться с уровнем задекларированных доходов», - раскрывает она одну из причин. К тому же финансовый результат можно будет получить уже в ближайшее время. По оценкам автора законопроекта только в год проведения амнистии капиталов предполагается получить в бюджет 3-3,5 млрд грн от 1% сбора за выдачу свидетельства о легализации. Подобного мнения придерживается партнёр, ЮФ «Лексфор» Юрий Семенюк. «Вполне очевидно, что идея легализации доходов получила новое развитие в ответ на инициативы ввести всеобщее декларирование доходов. Легализация доходов и имущества могла бы стать отправной точной при составлении первичной (или «нулевой») декларации о доходах», - говорит он. Юрист ЮФ «Спенсер и Кауфманн» Денис Шкиптан дополняет, что, от части, актуальность законопроекта связана и с тем, что олигархам надоело прятаться. Статусы бенефициаров в десятках или же сотнях оффшорных компаний просто усложняют им жизнь. «Законопроект обеспечит защиту ранее украденным миллиардам по цене всего 1%. Истоки проведения амнистии капитала видны в получении определенных активов и необходимости их защиты», - поясняет юрист.

Нужен инвестиционный климат, а не амнистия

По мнению Оксаны Говорун, легализация доходов поможет физлицам, которые впоследствии смогут уже без дополнительных сложностей получать кредиты, покупать квартиры, автомобили, яхты, не боясь, что будет задан вопрос о происхождении капиталов. Но Юрий Семенюк отмечает, что сама по себе легализация не решит проблему дальнейшего добросовестного соблюдения закона. Причина – недоверие граждан к государству. Чтобы такое доверие воссоздать, нужно, как минимум, навести порядок в системе бюджетных трат, и провести давно назревшие реформы. В частности, уменьшить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, ввести реальные налоговые льготы для развития малого и среднего бизнеса и т.д.

А Владислав Соколовский, управляющий партнер АК «Соколовский и Партнеры», считает, что возможность легализации капиталов бизнес не заинтересует. Нет доверия к власти, и к Миндоходов в частности. «Несмотря на то, что этим законом предусматривается ограничение доступа к информации о легализованных доходах и имуществе, устанавливается уголовная ответственность за разглашение соответствующей информации, поверить в то, что данные не будут доступны заинтересованным лицам — невозможно», - делится он опасениями. Партнёр ЮФ «Селепей, Волковецкий и Партнёры» Ярослав Волковецкий также не считает, что  многие воспользуются возможностью легализировать свои доходы. Чтобы идея заработала, полагает он, нужен интерес тех, кому есть что легализировать. А это возможно лишь после повышения уровня доверия к государству. «Одной из причин может стать политический фактор: слишком часто в Украине меняется политическая ситуация, и такая смена нередко влечет за собой пересмотр ранее принятых законов, что в данном случае может лишить налогоплательщиков ранее заявленных гарантий, - говорит юрист. - Для начала стоит постараться улучшить инвестиционный климат, который способен и без легализации вернуть миллиарды сбережений обратно».

Что можно легализировать

Согласно законопроекту, объектом легализации могут быть наличная и безналичная гривня и валюта, ценные бумаги, недвижимость и пр., в том числе находящиеся за рубежом, с которых не были уплачены налоги, либо полученные сомнительным путем, кроме случаев, оговоренных здесь же. Не могут быть легализированы доходы, полученные, в частности, в результате совершения тяжких преступлений против жизни и здоровья лица. Однако среди исключений, по которым не будет допускаться проведение легализации доходов, не упоминается о преступлениях против собственности. Денис Шкиптан полагает, что принятие данной редакции закона может послужить бесповоротным процессам легализации доходов, которые не только скрывались от невыгодного налогообложения, а были заполучены путем воровства и мошенничества. И тогда, исходя из положений законопроекта, процедура возврата законным владельцем своих денежных средств, имущества и т.д. катастрофически усложняется. «Кроме того, необоснованно в перечне отсутствуют нарушения в сфере валютного и таможенного законодательства, а также некоторых преступлений в хозяйственной деятельности», - говорит юрист. А Юрий Семенюк дополняет, чтобы исключить неодинаковое толкование закона, следует более четко зафиксировать, что легализации не подлежат доходы, полученные вследствие совершения преступления против личности, вне зависимости от тяжкости такого преступления.

Возникают также вопросы касательно положения об объектах легализации, в частности, например, ценных бумагах, долях (паях), земельных участках и т.д. По словам Ярослава Волковецкого, необходимо предусмотреть конкретную процедуру легализации таких объектов, поскольку как ценные бумаги, доли (паи) юридических лиц, так и земельные участки юридически за кем-то сегодня оформлены. «Как будет осуществляться на практике переход права собственности и как быть с государственными предприятиями? - задается он вопросом. - Необходимо внести изменения и дополнения в частности в налоговый и гражданский кодексы, поскольку в противном случае возникнет множество практических проблем, связанных с переходом права собственности на легализуемые объекты».

Как проверить, если проверять запрещено

Чтобы легализировать что-то нужно просто подать в Минюст соответствующую декларацию и уплатить 1% стоимости объекта легализации. Через десять дней заявителю выдадут свидетельство о легализации. При этом государство гарантирует, что у субъекта не будут требовать информацию о происхождении капитала. Стоимость объектов легализации также определяет заявитель по собственному усмотрению, и в дальнейшем эта стоимость учитывается при оценке объектов собственности. Возникает вопрос – как Минюст будет определять, не имеет ли часом декларируемый капитал явно уголовное происхождение, если проверять источники происхождения этого капитала ему запрещено?  «Государство видимо предполагает, что субъекты легализации при предоставлении информации об объекте легализации должны быть честными и всячески самостоятельно перестрахованными от возможного инициирования в отношении их правонарушения, которое не относится к применению легализации», - говорит Денис Шкиптан. В такой ситуации возможны случаи легализации также и тех доходов, которые были получены преступным путем (т.е. доходы, не подпадающих под действие легализации), - полагает Юрий Семенюк. Потому, считает Ярослав Волковецкий, в законе нужно четко прописать процедуру проверки источников легализируемых доходов.

Кому нужны такие гарантии

Субъекту легализации также гарантируется, что против него в дальнейшем не будут возбуждаться уголовные дела, связанные с объектом легализации. При этом за разглашение информации, содержащейся в декларации о легализации, устанавливается уголовная ответственность. Но такая информация может быть предоставлена Минюстом правоохранительным органам в случае уголовного преследования субъекта легализации по не связанному делу и лишь с санкции Верховного суда. Другая норма законопроекта гласит, что свидетельство о легализации аннулируется, если вынесен приговор в отношении субъекта легализации за преступление, в случае совершения которого легализация не допускается, а также, если судом установлено, что субъектом подана неправдивая информация о перечне объектов легализации и их месторасположении.

Такие гарантии кажутся зыбкими. «Можно предположить, что закон вступит в силу, денежные мешки быстренько побегут легализироваться, и в тот же день ВСУ начнет свою работу по вынесению необходимых решений о получении информации по декларациям», - допускает  Денис Шкиптан. Ситуация такова, что, с одной стороны, в некоторых случаях получить разрешение ВСУ на информацию о доходах с уголовным происхождением будет очень сложно. С другой, если это будет очень нужно, скажем, людям из власти, такая процедура станет формальностью. Ярослав Волковецкий замечает, что здесь все опять сводится к уровню доверия к государству, в частности правоохранительным органам, поскольку такой механизм позволит заинтересованным лицам получить информацию о легализованных доходах других лиц. «Главным риском я считаю возможность злоупотребления со стороны правоохранительных органов и слабые гарантии конфиденциальности информации», - замечает юрист. Впрочем, считает Денис Шкиптан, некоторым лицам подобный закон все же пригодится.  «Стимул нести декларации имеют те, кто действительно заработал столько, что переживать за суды или другие органы им не приходится», - говорит он.

Джерело: Контракты.ua

Рубрика: Держрегулювання/Інше

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Інше»