• Посилання скопійовано

Якою буде нова Конституція України

Україна має намір змінити Конституцію - в разі прийняття, це буде третій варіант основного закону в новітній історії країни, і десятий, якщо рахувати від конституції Пилипа Орлик

Якою буде нова Конституція України

29 апреля в парламенте прошли общественные слушания, в ходе которых депутаты в первом приближении обсудили возможные изменения в документ.

Реформа основного закона необходима в рамках реформы самоуправления и децентрализации власти, курс на которую взяло правительство. Изменения Конституции не предполагают ни изменения формы правления – парламентско-президентская республика, ни госстроя – унитарное государство. Презентуя правительственную концепцию новой Конституции, премьер-министр Арсений Яценюк отметил, что рассчитывает на согласование ее всеми политическими силами до 25 мая: поскольку изменения предполагают коррекцию полномочий президента, кандидаты и избиратели должны идти на выборы, понимая новые реалии.

Среди базовых изменений, предложенных правительством парламенту в рамках децентрализации:

- ликвидация облгосадминистраций и передача их полномочий исполкомам. Государственные представители будут иметь исключительно контрольные функции;

- переподчинение судебной ветви власти от президента к Высшему совету юстиции, упразднение общего надзора над органами прокуратуры;

- согласование кандидатур главы МИДа и министра обороны премьером (по согласованию с коалицией и президентом);

- отмена императивного мандата, который привязывает депутата к партии, от которой он избран;

- предоставление регионам экономического ресурса путем внесения изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы.

Обсуждение продолжается, ряд предложений депутаты озвучивали в ходе парламентских слушаний. По словам Виктора Пилипишина, именно централизация, которая была в Украине последние годы, привела к бунту регионов – и на востоке, и на западе, поэтому в Конституции должны быть четко прописаны полномочия местных органов власти. «Функции нужно прописать в соответствующих законодательных актах», – говорит Пилипишин. Он считает необходимым отстоять для сельских и поселковых советов максимально широкие права, а муниципалитеты должны пользоваться равными полномочиями вне зависимости от масштаба города.

Председатель Днепропетровского областного совета Евгений Удод называет принципиальными изменения в той части Конституции, в которой определяется материальная основа местного самоуправления. «Нужно закрепить минимальный процент налогов, которые останутся в распоряжении района, области», – подчеркнул он. Глав органов местного самоуправления предлагается назначать тайным голосованием всеми жителями соответствующих территорий. Также среди озвученных депутатами в зале предложений – децентрализация правоохранительной системы. По словам главы комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андрея Кожемякина, организация системы правоохранительных органов должна позволить центральной власти сохранить контроль над ней, и в то же время дать возможность местному самоуправлению обеспечивать порядок на их территории.

Отдельные положения правительственного концепта не нашли однозначного одобрения. В частности, вызывает тревогу необходимый тандем премьер – президент при согласовании кандидатур на должность министра обороны и МИДа. «Это выходит, что гарантом нашей целостности будет коалиция, которая может в любой момент измениться?! Я – категорический противник такой новеллы», – заявляет нардеп Олег Канивець.

Вечный больной вопрос – русский язык – стал камнем преткновения и в этот раз. Фракция Партии регионов предлагает закрепить в новой редакции Конституции статус русского языка как второго государственного. В свою очередь Николай Томенко, глава комитета Верховной рады по вопросам свободы слова и информации, считает такой вариант дестабилизирующим (как впрочем, и моноязыковую политику). «Поэтому должен быть государственный украинский язык и свободное развитие русского, – поясняет он. – Только надо прописать, что мы понимаем под этим и как обеспечим это в тех регионах, где есть такая необходимость».

Экономический блок

Изменения в Конституцию разрабатывает временная специальная комиссия в парламенте. Параллельно сформированы рабочие группы, которые работают над экономической составляющей этой реформы. Новый Налоговый кодекс, в котором будут учтены обновленные нормы распределения средств, должен заработать, по словам Арсения Яценюка, в 2016 году. Как утверждает премьер, в документе будет значительно сокращено количество налогов – до восьми.

Рабочая группа, куда вошли представители экономического блока правительства и парламента, провела уже два заседания (они проходят раз в неделю, по пятницам). Программа максимум, сформулированная участниками группы – создание нового массива налогового законодательства, что будет способствовать приведению налоговой системы в соответствие с приоритетами госполитики экономического развития. Пока наработки существуют лишь в формате мозгового штурма.

Общая концепция предполагает, что налогом облагаются те же объекты, что и в большинстве стран с учетом специфики украинской экономики и определенных стратегических целей (прибыль, добавленная стоимость, доход физических лиц, активы, природные ресурсы, отдельные виды товаров и т.п.). Планируется пересмотр перечня местных налогов и сборов. В рамках повышения роли органов местного самоуправления им будет предоставлено право введения местных налогов и сборов или регулирования ставок. Контроль за их внедрением и соответствием общему налоговому концепту будет осуществляться на общегосударственном уровне. Правительство готово отказаться от непродуктивных налогов, стоимость администрирования которых незначительно отличается от суммы поступлений. Они могут быть заменены платой за услуги коммунальных предприятий.

По словам министра регионального развития Владимира Гройсмана, правительство работает над децентрализацией и «демонтажем» тех ограничений, которые были наложены действующей системой. «В рамках бюджетной политики на 2015 год вы увидите это – часть налогов будет оставаться на местах, чтобы они стали самостоятельно и более эффективно работать по всем вопросам», – разъясняет он.

Слишком срочный закон

Большинство политических сил согласны, что в Конституцию необходимо внести изменения, чтобы успокоить регионы и купировать сепаратистские процессы. Но так же солидарны они и в том, что управиться к 25 мая вряд ли получится. Народный депутат, член депутатской группы «Экономическое развитие» Виталий Журавский отмечает, что с учетом праздничных дней и общей сложности документа успеть к заданной премьером дате малореально, и «более того, сегодня премьер озвучил лишь декларации, предварительный текстовый вариант изменений в Конституцию отсутствует». «Если мы фундаментально не отработаем вопросы, то на 25 мая мы не выйдем на новую Конституцию», – вторит ему нардеп от УДАРа Виктор Пинзеник. «Давайте скажем честно – до 25-го нереально написать Конституцию», – продолжает его коллега по партии Ирина Геращенко. При этом она указывает, что написание основного закона в эйфории президентских выборов грозит заангажированностью авторов. Кроме того, выстрелы на Востоке страны – не лучший аккомпанемент для такой работы. По ее словам, нужно принять ряд точечных законопроектов, которые снимут напряженность в обществе и децентрализуют систему.

Николай Томенко считает проблемой то, что парламент хочет и написать, и согласовать, и принять Конституцию, в то время как исполнителей этих задач нужно разграничить. «Мы делаем традиционную ошибку, поскольку все три вопроса взялась решать Рада. Презентовать проект Конституции должны юристы – подчеркивает он. – Если писать новую Конституцию старыми методами, то эффективность ее будет, как у АТО, которую проводит наша власть».

Нардеп Владимир Яворивский, анализируя украинский конституционный процесс, вспоминает, что Конституция 1996 года была признана международными экспертами как одна из наиболее удачных и демократичных в Европе. «Мы думали, что у нас новый этап развития, что Украина быстро вылезет из болота, – констатирует он. – Но случился третий тур выборов, и мы начали менять Конституцию под ситуацию. А потом выбрали Януковича – и он опять поменял Конституцию под себя». По его словам, эта украинская практика изменять основной закон под компромисс несет в себе риски и для нынешней власти. После того, как регионы получат больше экономических полномочий, они будут требовать еще и политической самостоятельности, уверен политик. «Увидите, какие страсти будут. Вот чего надо бояться», – сказал Яворивский.

Анна Ковальчук

Джерело: Forbes.ua

Рубрика: Держрегулювання/Інше

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Інше»