Жизнь современного директора похожа на компьютерную игру. Каждую минуту за каждым углом его подстерегают налоговые инспекторы, инспекторы по труду, пожарники, санслужба и множество других персонажей, наделенных умением тем или иным образом и с той или иной эффективностью выбивать из несчастного главного героя определенное количество хит-пойнтов. И поскольку жизнь — все-таки не компьютерная игра, хотя и похожа на нее, выбиваются не хит-пойнты, а вполне реальные гривни.
Продолжая аналогию, персонажами высшего уровня (игроки говорят — монстрами) выступают налоговые инспекторы. Вооруженные Налоговым кодексом и служебными инструкциями, они прицельно бьют по нашему персонажу финансовыми санкциями. И точно так же, как в рейде на босса игроку помогает напарник-знахарь («хил»), так и директору отражать атаки налоговиков и уменьшать потери от них помогает главный бухгалтер.
Еще одна схожесть — различные отклонения от задуманных создателями правил и алгоритмов. Не бывает игры без багов, а среди них есть как благоприятные, помогающие завершить уровень с минимальными потерями, так и неблагоприятные, из-за которых можно снова оказаться в той точке, с которой стартовал. А еще есть чит-коды, зная которые можно получить просто сказочные преимущества. То же самое и в общении с контролирующими органами. И если игроков, которые любят пользоваться чит-кодами, в игровой среде презрительно называют читерами, то о предпринимателях, ведущих свой бизнес по такому же принципу, говорят (когда с завистью, когда с ненавистью): «У него все схвачено».
И хотя от реальных налоговых инспекторов так же не стоит ждать честной игры, как и от компьютера в лас-вегасском казино, знать правила все-таки нужно.
Вопросам ответственности в НКУ посвящена глава 11 раздела ІІ. В ст. 110 прямо говорится, что ответственность за налоговые нарушения несут, в частности, должностные лица налогоплательщика. То есть это наш герой директор и его верный спутник главбух. И ответственность эта может быть, согласно ст. 111, трех видов: финансовая, административная и уголовная. Финансовая делится на штрафы и пеню и налагается на налогоплательщика, то есть штраф и пеню заплатит предприятие, а не директор из своего кармана. Однако ст. 112 предусматривает, что привлечение к финансовой ответственности налогоплательщиков не освобождает их должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) от привлечения к административной или уголовной ответственности.
Попробуйте доказать, что вы не сговаривались со своим главным бухгалтером!
Одна из основных ситуаций применения финансовых санкций — это когда налоговый орган во время проверки самостоятельно определяет, сколько налога должно было заплатить предприятие, и эта сумма оказывается большей, чем было реально заплачено. При этом приходится уплатить не только недоплату, но и штраф по п. 123.1 НКУ в размере 25% доначисленных сумм. Если же такая ситуация повторяется в течение трех лет после доначисления, штраф возрастает до 50% суммы недоплаты. А не повториться за этот срок она просто не может, ведь налоговые проверки хозяйствующих субъектов, допустивших занижение суммы налоговых обязательств, проводятся гораздо чаще. Налоговикам же, что ни для кого не секрет, спускают план: и доначисления обязательств, и штрафов.
Более ощутимы для директора и главбуха административные санкции — ведь их, поскольку это, как правило, штраф, придется заплатить из собственной зарплаты. Ответственности за правонарушения в хозяйственной деятельности касается глава 12 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Читая ее, особенно отчетливо ощущается дух советских времен, когда создавался этот кодекс и когда самым популярным правонарушением этого вида была торговля из-под прилавка (ст. 155). Однако и несмотря на это в нем найдется немало статей, которые могут быть применены в наше время: например, нарушение порядка проводки расчетов (ст. 155-1), которое обойдется должностным лицам в 85–170 грн в первый раз и в 170–340 грн — повторно на протяжении года после наложения штрафа. Дороже стоит несвоевременная сдача выручки (ст. 164-4): 289–1496 грн впервые и 731–2975 грн повторно в течение года. Штраф в размере средней зарплаты — весомый аргумент соблюдать кассовую дисциплину. Но есть и хорошая новость: налоговики не имеют права применять эту статью, а уполномоченная на ее применение милиция скорее не занимается такими делами.
Переход от административной ответственности к уголовной сопровождается и значительным скачком в размерах санкций. Так, санкция по любимой 212 статье налоговиков — «Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей» — предусматривает штраф от 17 тыс. до 34 тыс. грн. Если же об уклонении от налога сговорилась группа лиц, то это уже от 34 тыс. до 51 тыс. грн штрафа — а попробуйте доказать, что вы не сговаривались со своим главным бухгалтером! До «гуманизации», согласно Закону №4025-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности» от 15.11.2011, вступившему в силу 17 января сего года, штраф составлял «всего лишь» от 5100 до 8500 грн, за повторное нарушение — 8,5–34 тыс. грн, но в качестве альтернативной санкции предусматривались исправительные работы или ограничение свободы. Правда, для применения этой статьи нужно, во-первых, доказать умысел, во-вторых, ущерб для бюджета должен превышать 500 минимальных зарплат.
Как видим, ответственность за нарушения, реальные или существующие только в воображении работников контролирующих органов, подстерегает в равной мере директора и главбуха. И выбираться из переплета в случае чего им тоже придется вместе. А потому так же, как для компьютерного игрока в рейде важно иметь рядом хорошего «хила», так и для директора важно чувствовать локоть надежного и опытного главного бухгалтера.