15 июля Минэкономразвития (МЭРТ) презентовало концепцию налоговой реформы. В целом бизнес-сообщество восприняло ее позитивно, поскольку концепция предлагала существенное снижение фискального давления и нагрузки на фонд оплаты труда. Но, по старой недоброй украинской традиции, в процессе согласования концепция Минэкономики изменилась до неузнаваемости. Точнее, 13 августа премьер-министр Арсений Яценюк представил совсем другую налоговую реформу.
В чем же отличия концепций реформы Арсения Яценюка и министра экономики Павло Шереметы и какой из вариантов больше подходит для сегодняшней Украины?
Реформа без изменений
Презентуя последнюю концепцию налоговой реформы, глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус подчеркнул, что ее задача - детенизация экономики, упрощение отчетности, сокращение расходов на администрирование налогов и сборов. Народный депутат от партии УДАР Оксана Продан, председатель Всеукраинского объединения предпринимателей малого и среднего бизнеса "Фортеця", считает, что данный вариант мало отвечает заявленным целям. "Концепция Минфина, представленная Билоусом, по сути ничего не меняет, это очередные изменения в стиле Азарова: предложения не снижают давление на бизнес, - говорит Продан. - Проект МЭРТ был далеко не идеальным, но он хотя бы хотел поменять действующую систему. Там было много спорных идей, но там было что обсуждать". Депутат добавляет, что правительственный проект пренебрег наработками девяти рабочих групп, участвовавших в создании концепции при Минэкономики.
Исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) Анна Деревянко жалуется, что бизнесу далеко не всегда понятны подводные течения в высших эшелонах власти. "Нас, как правило, ставят уже перед фактом, - рассказывает Деревянко. - Не совсем ясно, почему правительство решило потратить время и силы на параллельную разработку двух концепций реформы".
Впрочем, Деревянко уточняет, что часть экспертов, привлекавшихся для работы с МЭРТ, сотрудничала и с Государственной фискальной службой, внося свои предложения.
Сам министр экономики Павло Шеремета соблюдает корпоративную солидарность. "Правительство - это командная работа. Много идей из нашей концепции - гармонизация финансового и бухгалтерского учета, сокращение количества налогов - сохранились и в правительственной версии реформы. Параллельно работали несколько групп, в какой-то момент нужно было свести их вместе, и это было сделано. Так что проект Кабмина, предложенный премьер-министром, - результат командной работы", - ответил Шеремета на вопрос о появлении новой концепции
Реформаторы критикуют реформаторов
На прошедшем 15 августа в Украинском кризисном медиацентре круглом столе по кабминовскому варианту налоговой реформы эксперты группы "Реанимационный пакет реформ" наиболее четко сформулировали свои претензии к правительственной инициативе. Первое, на что они обратили внимание, - абсолютное отсутствие положений, направленных на стимулирование инвестиций, развитие малого и среднего бизнеса и приоритетных отраслей экономики.
К примеру, в заключении экспертной группы, имеющейся у ЛІГАБізнесІнформ, указывается, что заявленное сокращение количества налогов с 22 до 9 по сути таковым не является. Ликвидируются всего шесть сборов, три из которых местные. Еще 13 видов налогов и сборов просто объединяются в пять видов более крупных платежей, причем концепция не уточняет, будут ли пересматриваться ставки налогов. Если три мелких сбора войдут в один большой, то нагрузка на бизнес не уменьшится.
Следующий спорный вопрос - реформа налогообложения аграрного сектора. Предложенные правительством критерии перехода на общую систему налогообложения (годовой оборот 20 млн грн и площадь угодий в 3 000 га) фактически означают, что все крупные сельхозпроизводители лишаются всякой государственной поддержки. "Европейский опыт свидетельствует, что сельское хозяйство западных стран получает постоянную господдержку, лишение льгот наших производителей скажется на их конкурентоспособности", - делают вывод эксперты.
Однако наибольший шквал критики вызвали предложения Кабмина по реорганизации Единого соцвзноса (ЕСВ) и налога на прибыль физлиц (НДФЛ). "Правительственные инициативы по снижению ЕСВ не дают стимула для вывода зарплат из тени, - утверждает Анна Деревянко из ЕБА. - Нагрузка на фонд оплаты труда снизится незначительно, и многие предприниматели не будут легализовать зарплаты сотрудников". По ее мнению, ненамного меньше станут платить те, кто и так работает "в белую", компании же, работающие в тени, продолжат практику выплат зарплат в конвертах. Для таких предприятий правительство предлагает единственный "стимул" - ужесточение ответственности, что приведет к усилению административного давления.
Эксперты РПР обращают внимание на еще один нюанс. Нагрузка на частных предпринимателей с ЕСВ увеличится с нынешних 34,7 до 37% или 41% (в зависимости от того, какая модель реформы ЕСВ будет принята). При этом низкооплачиваемые работники, получающие минимальную или чуть выше минимальной зарплату, будут отдавать в бюджет даже больше, чем сейчас.
Поэтому представители РПР скептически настроены относительно реформы. "Концепция не предлагает системных изменений и вызывает сомнения в ее эффективности", - отмечается в заключении рабочей группы. Тем не менее похоже, что именно этот пакет поддерживают в Кабинете министров. "Да, мы наблюдаем, что тезисы Билоуса проталкивают, ходят слухи, уже разработан законопроект, - подтверждает директор ЕБА Анна Деревянко. - Значит, будем работать с этой концепцией, указывать на ее недостатки и добиваться корректировки наиболее спорных норм".
Иван Зайцев