Законом от 15.07.2015 г. №609, в частности, изложен в новой редакции пп. 39.2.1.7 НКУ, которым установлено, что хозяйственные операции, предусмотренные пп. 39.2.1.1 - 39.2.1.3 и пп. 39.2.1.5 НКУ, признаются контролируемыми, если одновременно выполняются следующие условия:
- годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 50 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;
- объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 5 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.
До внесения изменений денежными критериями были 20 млн. грн. и 1 млн. грн. соответственно.
Вместе с тем уточнены финансовые показатели, обеспечивающие установление соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» при определении уровня рентабельности контролируемых операций. Итак, к таким показателям теперь относятся:
- валовая рентабельность;
- валовая рентабельность себестоимости;
- чистая рентабельность;
- чистая рентабельность расходов;
- рентабельность операционных расходов;
- рентабельность активов;
- рентабельность капитала.
Кроме того, одним из изменений, предусмотренных Законом, является увеличение срока представления информации для обоснования соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» с 10 до 30 календарных дней.
Также Законом №609 уменьшено количество оснований для проверки контролируемых операций. Итак, к основаниям относятся:
- направление уведомления контролирующим органом согласно пп. 39.5.1.2 НКУ;
- выявление по результатам мониторинга контролируемых операций несоответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки»;
- непредставление налогоплательщиком или представление с нарушением требований отчета о контролируемых операциях либо документации по трансфертному ценообразованию.
Напомним, в предыдущей редакции НКУ основанием для проверки служило также и получение от налогоплательщика отчета о контролируемых операциях.
Вместе с тем изменены размеры штрафных санкций, предусмотренных п. 120.3 НКУ. Так, нарушение требований п. 39.4 НКУ влечет за собой наложение штрафа в размере:
- 300 размеров МЗП на 1 января налогового (отчетного) года - в случае непредставления (несвоевременного представления) отчета о контролируемых операциях (раньше - 100 размеров МЗП);
- 1 процент суммы контролируемых операций, незадекларированных в представленном отчете о контролируемых операциях, но не более 300 размеров МЗП на 1 января налогового (отчетного) года, за все незадекларированные контролируемые операции (раньше - 5 процентов);
- 3 процента суммы контролируемых операций, по которым не была представлена документация, определенная пп. 39.4.6 НКУ, но не более 200 размеров МЗП на 1 января налогового (отчетного) года, за все контролируемые операции, осуществленные в соответствующем отчетном году.
Отдельно уточняется, что уплата таких финансовых санкций (штрафов) не освобождает налогоплательщика от обязанности представления отчета о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию.