15 миллиардов долларов, которые (по словам МВФ) нужны Украине в 2015 году, - отнюдь не преувеличение.
Грядущая налоговая реформа, если она таки произойдет, хорошо выглядит на слайдах. Однако на практике она имеет узкие места.
Например, если уменьшить единый социальный взнос, то огромная 80-миллиардная недостача в Пенсионном фонде вырастет до еще более угрожающих размеров.
Снижение ставок налогов в целом (как это обещает премьер Арсений Яценюк) грозит недонаполнением госбюджета по доходам.
Пожалуй, призыв сократить расходы каждого министерства и ведомства на 25% - с таким предложением выступил Минфин - выглядит как единственный способ выжить при существенно меньших доходах.
Остается еще несколько ловушек, выбраться из которых будет непросто. Более того, сделать это полностью вряд ли удастся.
В чем суть?
Согласно действующему законодательству, бизнес платит авансом налог на прибыль. Это позволяет налоговой на более-менее выполнять план по наполнению бюджета и регулярно приукрашивать результаты своей работы.
Еще одна форма "кредитования" казны - переплаты по налогу на прибыль. Их обязательность законом не предусмотрена, и это один из парадоксов действующей системы налогообложения. Бизнес переплачивает налог на прибыль, чтобы получить от государства возмещение НДС.
На 1 ноября 2014 года сумма переплат и авансовых платежей составила около 26 млрд грн, и это не предел. Ранее глава ГФС Игорь Билоус прогнозировал, что по итогам 2014 года этот показатель достигнет 27 млрд грн. А в целом, как заявляли недавно народные депутаты, бизнес уже прокредитовал государство почти на 80 млрд грн.
В обычные годы эту галактическую цифру еще можно было стерпеть. Но не в 2014-м, и тем более не в 2015-м.
Загвоздка в том, что в 2014 году все больше предприятий заявляют об убытках. "Минусы" возникли из-за девальвации гривны, падения объемов производства и разрывов контрактов с российскими и крымскими контрагентами.
Логика элементарна: не будет прибыли - не будет налога с нее. Значит, в бюджете-2015 образуется дыра на 25-27 млрд грн. Как минимум.
Дальше возможны два сценария:
1) Минфин займется поиском новых источников. Но в этом случае речь может идти о повышении каких-то других налогов;
2) придется сокращать расходы госбюджета на эту сумму. Как ни крути, Минфин внес разумное предложение.
Дыра №1: аванса может не быть
Ранее глава ГФС Игорь Билоус не раз говорил, что правительство намерено отойти от практики налоговых переплат. Более того, летом он констатировал сокращение размера переплат в связи с детенизацией экономики.
В чем-то он прав. Объем переплат с переменным успехом начал сокращаться с июля 2014 года. Тем не менее, на уровень февраля он так и не вернулся.
Как следует из статистики ГФС, объем уплаченного наперед налога на прибыль - переплаты и аванс - увеличился с 20 млрд грн в феврале до 27,2 млрд грн в июне. Потом тренд пошел на спад. Согласно информации ГФС, в начале ноября объем переплат составил 25,9 млрд грн.
Динамика переплат по налогу на прибыль, с начала 2014 года
Авансовые платежи по налогу на прибыль рассчитываются по итогам предыдущего года. Поэтому, даже несмотря на падение ВВП, промпроизводства и ухудшение прочих экономических индикаторов, бюджет пока не почувствовал проседания от их неуплаты. Компании продолжают платить.
Во-первых, срабатывает традиционная мотивация.
"Проблемы с возмещением НДС у нас, конечно, есть. Бизнес сознательно платит наперед налог на прибыль, чтобы получить НДС. Таким образом, этот замкнутый круг - более чем реальная причина не только для существования, но и для роста объемов переплат", - говорит партнер "PWC Украина" Вячеслав Власов.
Во-вторых, в общей цифре по объему уплаченного наперед налога может быть еще одна составляющая, которая касается уплаты дивидендов.
"Прошлый год был не самым лучшим, но и не самым провальным для бизнеса, и многие предприятия распределили дивиденды. При распределении дивидендов государство требует авансом платить налог на прибыль. Это тоже переплата, которая может быть включена в общую цифру", - говорит Власов.
"Вопрос в том, что будет в 2015 году, когда большинство компаний покажет убыток", - говорит вице-президент Американской торговой палаты Тарас Качка. Проблемы с уплатой налога на прибыль усугубляются, констатирует он.
Когда компания несет убытки, ей не из чего платить авансовые платежи. В нынешних условиях подобное кредитование государства может оказаться чересчур дорогим удовольствием. Необходимость работать по старой схеме может усугубить финансовые проблемы предприятий.
Минфин по этому поводу не заморачиваются. "Не вижу проблемы. Авансы платятся с полученной прибыли. По данным Госстата прибыль предприятий за девять месяцев 2014 года составила 215 млрд грн по сравнению с 130 млрд грн за аналогичный период 2013 года", - сказал один из руководителей ведомства.
По его словам, вопросы с налогом на прибыль могут возникнуть по другим пунктам. "Например, в отношении компаний, которые в 2013 году показали убытки, а в 2014 году - прибыль. В этом случае убытки перейдут в счет будущего периода, и база налогообложения по 2014 году уменьшится", - говорит он.
Чиновник добавил, что делать прогнозы по поступлениям от налога на прибыль в 2015 году пока рано. Окончательные расчеты сметы еще не сделаны.
Данные Госстата можно трактовать по-разному. С одной стороны, цифра показательная - плюс 85 млрд грн, что соотносимо с девальвацией и инфляцией 2014 года. С другой - тот же Госстат фиксирует рост убыточных предприятий по отношению к аналогичному периоду 2013 года.
О том, как будет решена проблема с авансовыми платежами, и будет ли она решена в принципе, в Минфине предпочитают не распространяться.
На вопрос, какие поправки будут внесены в проект налоговой реформы в части налога на прибыль, источник в Минфине ответить отказался, сославшись на конфиденциальность этой информации.
Как известно, посвященный налогу на прибыль раздел в проекте налоговой реформы оказался одним из наиболее спорных. Сейчас правительство дорабатывает проект налоговой реформы. Предполагается, что он снимет некоторые вопросы, в том числе - и по взиманию авансовых платежей.
"В первую очередь, нарекания касаются зачета авансовых платежей, уплачиваемых при распределении дивидендов, в счет "регулярных" авансовых платежей", - сказал партнер EY Владимир Котенко.
Полностью менять за месяц до начала нового года механизм уплаты налога на прибыль, по его мнению, не стоит. Бизнес уже привык к действующим правилам и вряд ли положительно воспримет очередную порцию радикальных налоговых новшеств, к которым нужно адаптироваться в спешном порядке.
Дыра №2: долгов стало больше
Еще один признак того, что финансовые отношения государства и бизнеса ухудшились, - рост задолженности предприятий перед казной и наоборот.
С начала 2014 года налоговый долг предприятий увеличился более чем в два раза. По словам Билоуса, если в начале 2014 года он составлял около 15,5 млрд грн, то 1 ноября 2014 года его объем достиг 34,1 млрд грн.
Эти долги вряд ли будут возвращены: большинство из них касаются предприятий-банкротов или оспариваются в судах.
Львиную долю, 41,2% или 14 млрд грн, в общей структуре налогового долга составляют безактивные (невозвратные) долги. Еще 25,8% или 8,8 млрд грн приходится на предприятия, которые находятся в процедуре банкротства.
В правительстве рассчитывают, что долги вернут разве что предприятия реального сектора экономики.
"Общий объем налогового долга вызывает у внешних пользователей ложное представление о его использовании в качестве дополнительного источника наполнения госбюджета, поскольку денежное погашение налогового долга обеспечивается преимущественно за счет предприятий реального сектора. А это лишь 15,3% от общей суммы долга - 5,21 млрд грн", - говорится в аналитической записке департамента по вопросам погашения задолженностей ГФС.
Рост налогового долга спровоцировали и сложная экономическая ситуация, и усиление фискальной нагрузки на легальный бизнес, и ухудшение финансовой дисциплины в связи с политической нестабильностью, и война на востоке.
"Еще один фактор - демонстративные доначисления значительных сумм предприятиям, которые принадлежали представителям прошлой власти. Показательны доначисления по бизнесу Сергея Курченко - всего 14 млрд грн", - говорит замглавы Федерации работодателей Украины - ФРУ - Дмитрий Олейник.
По долгам государства перед бизнесом картинка тоже неприглядная. Цифру невозмещенного НДС в правительстве традиционно скрывают. Тем не менее, есть информация о суммах, оспариваемых в судах.
По данным ФРУ, на 1 ноября 2014 года цифра общего финансирования госбюджета бизнесом cоставила 88,7 млрд грн. Что входит в эту сумму?
1. Невозмещенный НДС - 14,8 млрд грн.
2. НДС, заявленный к возмещению в счет будущих платежей, - 15,2 млрд грн. С начала 2014 года уменьшение составило 0,5 млрд грн.
3. Превышение налогового кредита над обязательствами - 12,9 млрд грн. С начала 2014 года рост составил 5,2 млрд грн.
4. Переплаты в госбюджет - 35,8 млрд грн. С начала 2014 года рост на 8,8 млрд грн.
5. Задолженность государства по НДС-облигациям - 10 млрд грн.
"Войной все прикрывать нельзя. Рост этих долгов - из-за бездарного управления финансовыми потоками и неэффективной фискальной политики", - говорит глава УСПП по вопросам экономической политики Юлия Дроговоз. По ее словам, суды тоже в стороне не остаются. Проверки предприятий продолжаются.
"При этом качество рассмотрения апелляций очень низкое. Большинство решений принимаются в пользу бюджета. На суды оказывается давление, чтобы они не становились на сторону плательщика", - отмечает Дроговоз.
Рассчитывать, что эти долги когда-либо будут возвращены живыми деньгами, тоже не приходится. Задолженность по НДС Кабмин не раз погашал за счет выпуска облигаций.
В 2014 году правительство пошло еще дальше. Минфин обсуждал идею погашения задолженности по переплатам по налогу на прибыль путем выпуска ОВГЗ на 7 млрд грн. Дальше идеи дело пока не пошло.
Галина Калачова