Предприятие своевременно перечислило средства с собственного текущего счета на электронный счет в системе электронного администрирования НДС. В стр. 5 извлечения из этой системы перечисленные средства не отобразились. На текущий счет они также не вернулись. Как быть в такой ситуации?
В соответствии с п. 13 Постановления № 569 плательщик налога имеет право получать от ГФСУ информацию о состоянии своего електронного счета, которая предоставляется ему в виде извлечения (дополнительно см. >>>). Извлечение из системы электронного администрирования (далее – СЭА) НДС (форма J (F) 401201) представляет собой расшифровку показателей формулы, которая рассчитывается согласно п. 200-1.3 НКУ. В частности, в стр. 5 данных извлечения отражаются средства, перечисленные на счет в СЭА (далее – электронный счет) с текущего счета плательщика.
Строка 1 извлечения из СЭА отражает состояние счета - остаток средств, имеющихся на определенный момент на электронном счете (дата и время формирования ответа ГФСУ). Что касается средств, списанных Госказначейством с электронных счетов налогоплательщиков в бюджет в уплату задекларированного налогового обязательства, то такие суммы не находят своего отражения в извлечении. Напомним, что списание средств с электронных счетов производится на основании реестра, который автоматически формируется ГФС и отправляются для исполнения Госказначейству (п. 200.2 НКУ).
Несмотря на то, что и открытие электронных счетов, и списание денежных средств со счета происходит без участия налогоплательщика, сами счета открыты непосредственно на таких плательщиков НДС и в платежных поручениях при перечислении средств на такие счета плательщики указывают в качестве получателей таких средств самих себя. Не удивительно, что Минфин в своем письме от 08.04.2015 г. № 31-18410-08-25/12278 высказывает мнение, что такой электронный счет вполне может приравниваться к активам предприятия, а потому готовит изменения в Инструкцию № 291 (1), которым предусматривается введение специального субсчета к счету 31 "Счета в банках" – для отдельного учета средств на электронных счетах.
К сожалению, на сегодняшний день, приходится констатировать факт, что вышеуказанные активы полностью и своевременно не могут быть проконтролированы его владельцем. Владелец такого электронного счета может беспрепятственно получить только информацию о сумме средств, перечисленных на электронный счет с текущего счета, и об остатке средств на электронном счете. А вот полная информация о движении средств (аналогичная той , которую он может увидеть на своих обычных текущих счетах по данным банковских выписок) для его владельца пока недоступна. По крайней мере надеемся , что только пока.
Напомним, что налогоплательщики имеют право подать в составе налоговой декларации заявление (2), согласно которому сумма переплаты на такой электронный счет подлежит перечислению:
- в бюджет в счет уплаты налоговых обязательств по НДС;
- на текущий счет налогоплательщика, реквизиты которого плательщик указывает в заявлении, в сумме остатка средств, превышающего сумму налогового долга по НДС и сумму согласованных налоговых обязательств по НДС.
Контролирующий орган направляет в Госказначейство реестр, в котором указываются необходимые реквизиты для зачисления денежных средств на текущий счет плательщика налога.
Однако, подать такое заявление, не сверив учетных данных по сумме переплаты с администраторами счетов-налоговиками (а особенно, если учетные данные налогоплательщика не совпадают с данными извлечения из системы СЭА) рискнет не каждый налогоплательщик. А получить какую-либо информацию от контролеров при наличии несоответствий, в том числе таких, как приведенном вопросе – практически невозможно. ГФСУ направляет вопросы о несоответствии сумм отправленных налогоплательщиками средств суммам, указанным в стр.5 извлечения из СЭА НДС, в Госказначейство. А последнее, в свою очередь, перекладывает ответственность на администраторов таких счетов, т.е. на ГФСУ.
В то же время такая информация, безусловно, есть. Кроме того, она передается Госказначейством контролерам-налоговикам:
- согласно п. 14 Постановления № 569 (3) Казначейство подает ГФСУ в разрезе налогоплательщиков информацию о суммах пополнения электронных счетов и остатков на таких счетах;
- согласно п. 24 Постановления № 569 Казначейство подает ГФСУ в разрезе налогоплательщиков информацию о перечисленных с их электронных счетов средств в бюджет и на специальный счет и не перечисленных сумм в связи с отсутствием средств на таких счетах в день, следующий за днем такого перечисления.
А вот об обязанности предоставлять информацию владельцам таких счетов – плательщикам НДС – в Постановлении № 569 ничего не сказано. В то же время на ОИР в подкатегории 101.08 в ответе на вопрос «Яким чином платник податку може реалізувати своє право щодо отримання у ДФС інформації про стан свого електронного рахунка, а також суми податку, на яку він має право зареєструвати податкові накладні та/або розрахунки коригування в Єдиному реєстрі податкових накладних?» контролеры заверяют : «Пунктом 13 Порядка № 569 предусмотрено, что налогоплательщик имеет право получать в ГФС информацию о состоянии своего электронного счета, а также сумму налога, на которую он имеет право зарегистрировать налоговые накладные и / или расчеты корректировки в Реестре. Информация о движении средств на электронных счетах налогоплательщикам предоставляется ГФС Украины по соответствующему запросу плательщика на безвозмездной основе без ограничения количества запросов и во времени.»
Все вышесказанное говорит о том, что существует определенная проблема в учете и сверке сумм средств пополнения электронных счетов, перечисленных с таких электронных счетов средств в бюджет и на специальный счет, остатков на таких счетах. В то же время, особых поводов для беспокойства у налогоплательщиков быть не должно. Указанные проблемы несоответствий учетных данных, к счастью, не являются массовыми. Кроме того, согласно п. 8.4 ст. 8 раздела I Закона Украины от 05.04.2001 г. № 2346-III "О платежных системах и переводе денежных средств в Украине" перевод осуществляется в срок до трех операционных дней. Отправленные налогоплательщиком средства по истечении такого срока должны либо вернуться обратно, либо быть зачисленными по указанным реквизитам – т.е. на электронный счет.
Очевидно, что СЭА в вопросе сверки расхождений данных налогоплательщиков и данных ГФСУ пока еще не совершенна. Будем надеться, что анонсированные усовершенствования системы электронного администрирования включают в себя и усовершенствование системы сверки и контроля налогоплательщиками своих электронных счетов.
--1--
Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденную приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. №291
--2--
Приложение 4 к декларации по НДС «ЗАЯВА про повернення суми бюджетного відшкодування та/або суми коштів на рахунку у системі електронного адміністрування податку на додану вартість платника податку, що перевищує суму, яка підлягає перерахуванню до бюджету (Д4)» по форме утвержденной приказом Минфина от 23.09.2014 р. № 966
--3--
Постановление КМУ «Некоторые вопросы электронного администрирования налога на добавленную стоимость» от 16.10.2014 № 569
Александра Олефиренко