Уже в ближайшее время страховой рынок могут ждать существенные изменения правил работы. Эти изменения могут быть вызваны принятием приказа Министерства доходов и сборов "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы (прибыль) страховщика". "Принятие проекта приказа урегулирует вопрос исчисления налога на прибыль плательщиками, осуществляющими страховую деятельность",— говорится в сообщении министерства. Согласно новому порядку исчисления налога на прибыль, плательщики ведут отдельный учет доходов и расходов, связанных с осуществлением страховой деятельности и облагаемых налогом по ставке 3%, и иной деятельности, не связанной со страховой, облагаемых по общей ставке.
Наиболее неожиданным для страховщиков стал пункт, предусматривающий раскрытие полной информации, в том числе личной, обо всех клиентах. Эти данные должны подаваться отдельным документом. "Наша цель — приведение в порядок рынка страховых услуг: очень часто страховщиков используют в схемах уклонения или оптимизации налогов",— объяснили в пресс-службе Министерства доходов и сборов.
Участники рынка утверждают, что эти данные являются конфиденциальными и не подлежат разглашению. Согласно ст. 40 закона "О страховании", информация о юрлицах и физлицах, которая содержит тайну страхования, предоставляется страховщиком по письменному запросу или с письменного разрешения владельца такой информации, а также по требованию или по решению суда. Впрочем, в министерстве утверждают, что информация будет поступать только к ним, и никто другой ее не получит. "По сути, многие виды отчетности по прибыли и НДС уже подаются с раскрытием подобных данных. Как результат, увеличиваются поступления в бюджет и уменьшается количество проверок",— объяснили в пресс-службе. Как сообщалось, после того как с начала 2013 года страховщиков перевели на уплату трехпроцентного налога с чистых премий, объем поступлений от страховых компаний существенно снизился. В I полугодии 2013 года СК уплатили в бюджет всего 302,4 млн грн налога на прибыль, из них налог с премий составил лишь 173,4 млн грн, в то время как за аналогичный период 2012 года они уплатили 369,3 млн грн и 295,4 млн грн соответственно.
Страховщики надеются, что нововведение не будет принято. "Это все равно, что банки обяжут раскрывать информацию обо всех открытых счетах клиентов, а также о том, какие суммы были перечислены на депозиты",— полагает генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова. По ее словам, такого требования нет нигде — ни в Европе, ни в России, ни в США. "Когда-то попытка создать единый реестр была у Казахстана",— отмечает госпожа Третьякова. Однако даже там это планировалось делать не на базе налоговой инспекции, а на базе контролирующего органа. "Не совсем понятно, зачем эта информация налоговым органам и с какой целью она будет использована",— говорит Галина Третьякова.
По словам участников рынка, это уже не первая попытка министерства получить доступ к информации о застрахованных лицах. "В конце прошлого года ведомство инициировало внесение изменений в Налоговый кодекс, которые предполагали создание единого реестра страховых договоров с персональными данными клиентов. Ведением реестра должно было заниматься Министерство доходов и сборов",— рассказала президент Лиги страховых организаций Наталья Гудыма. Однако эти предложения так и не были приняты. Одним из факторов стало то, что подобные реестры, но по отдельным видам страхования, уже ведутся. Например, Нацкомфинуслуг как регулятор регистрирует все договоры перестрахования. Аналогичные реестры по обязательным видам страхования существуют в профильных объединениях. Например, реестр договоров по ОСАГО ведет Моторное (транспортное) страховое бюро, а по страхованию ядерных рисков — Ядерный страховой пул. Однако даже в этих реестрах нет всей информации о клиентах. "К тому же у каждого такого реестра есть конкретная цель. Например, Ядерный страховой пул должен проследить, все ли ядерные объекты застрахованы",— объясняет Галина Третьякова. По ее словам, нововведение может существенно увеличить административные расходы страховщиков — ведь у компаний, специализирующихся на работе с розничными клиентами, миллионы клиентов.
Виктория Руденко