Несмотря на негативный внешний фон, связанный с возможным выходом Великобритании из ЕС, правление НБУ приняло решение с 24 июня снизить учетную ставку до 16,5% с 19% годовых. Поводом для этого послужило улучшение инфляционных ожиданий и стабильная ситуация на валютном рынке.
«Снижение инфляционного давления имело фундаментальный характер, что подтверждает замедление базовой инфляции. Этому способствовали взвешенная монетарная политика и укрепление обменного курса гривны вследствие благоприятной конъюнктуры на мировых товарных рынках. В то же время, деинфляционный тренд поддерживало увеличение предложения продовольственных товаров», – рядом подобных формулировок регулятор вчера дал понять, что, с его точки зрения, «все идет по плану».
Помимо вышеприведенных факторов, как всегда, был выделен сдержанный внутренний спрос. Также, по мнению НБУ, помогло увеличение экспортного поступления валюты, что способствовало стабилизации ситуации на валютном рынке. Так, Национальный банк считает достижимыми цели по потребительской инфляции на уровне 12% +/- 3 п.п. на конец 2016-го и 8% +/- 2 п.п. на конец 2017 года, и смог даже снизить учетную ставку, что для некоторых аналитиков стало неожиданностью.
«Я немного удивлен, что НБУ это сделал именно 23 июня – в день Brexit, когда все валютные рынки находятся в особенном напряжении. С другой стороны, эффект от борьбы с инфляцией налицо, и удерживать ставку настолько больше инфляции длительный период времени нельзя – экономика должна получать стимулы к росту», – говорит член УОФА Виталий Шапран.
Эксперт также обращает внимание на то, что впервые за время нынешнего финансового кризиса учетная ставка НБУ упала существенно ниже средней ставки по депозитам населения – на 3-3,5 п.п., формально войдя в «зону стимулирования». Правда, для экономики это не даст быстрого эффекта. «Хотя, судя по тому, что у нас в мае замедлился рост промышленного производства, такое решение можно назвать своевременным – оно направлено на локализацию негативных факторов в промышленности», – уточняет Шапран.
В том, что снижение учетной ставки будет иметь в основном формальный характер, уверен Андрей Приходько, аналитик Unicredit Вank. «Снижение учетной ставки НБУ не оказывает такого же сильного воздействия на финансовые рынки, как например в ЕС или в США. Финансовый рынок в Украине недостаточно развит, что не дает возможности Национальному банку так же эффективно влиять на процентные ставки по кредитам и депозитам, как это могут делать коллеги в других странах», – подчеркивает он.
Похожего мнения придерживается начальник отдела по работе с долговыми ценными бумагами Concorde Capital Юрий Товстенко: «Глобально пока снижение учетной ставки вряд ли отразится на экономике. Это только один из инструментов, который поможет в будущем запустить кредитование, экономику и т.д.», – считает эксперт.
По его словам, не стоит ждать каких-либо резких изменений, поскольку, кроме учетной ставки, в сегменте кредитования есть много других проблем – например, элементарное отсутствие надежных заемщиков.
Вместе с тем, эксперты ожидают незначительного снижения ставок по депозитам. Так, с августа 2015 года НБУ последовательно снижает учетную ставку с кризисного уровня в 30%, параллельно с чем снижались и депозитные ставки. Правда, темпы снижения были намного меньшими.
«Например, по данным НБУ, средняя ставка по срочным депозитам физлиц сроком до 1 года в августе 2015-го составляла 20%, в то время как в апреле 2016-го только 18,4% (на конец апреля 2016-го действовала учетная ставка 19%). Причем на падение средневзвешенной ставки по депозитам существенное влияние также оказывало банкротство и выход с рынка нескольких банков, которые предлагали самые высокие ставки по рынку», – напоминает Приходько, добавляя, что тренд учетной ставки и рыночных ставок совпадает, но глубина корреляции ограничена.
«Если бы ставки по депозитам изменялись прямо пропорционально падению учетной ставки, срочные депозиты должны уже быть ниже 13%. Но этого не происходит, потому что помимо инфляционных ожиданий на ставки по депозитам и кредитам влияет восприятие рисков страны и ее экономики», – констатирует Приходько.
Так, высокие экономические и политические риски страны и, соответственно, высокие девальвационные риски, не позволяют сильно снижаться депозитным ставкам, что хорошо видно по прошлым периодам. К примеру, в 2013 году в Украине были нулевая инфляция и стабильный валютный курс, учетная ставка сохранялась на уровне 6,5%, а средняя процентная ставка по срочным депозитам физлиц составляла 17,6% – то есть не намного меньше, чем сейчас.
Точно так же высокие риски не позволяют банкам снизить ставки по кредитам для своих клиентов. «Доля проблемных кредитов остается очень высокой, что в совокупности с нерешенным вопросом защиты прав кредиторов не позволяет банкам существенно удешевить стоимость кредитования. А так как банки не смогут ощутимо снизить стоимость займов и увеличить объемы кредитования, то и влияние снижения учетной ставки на экономику будет крайне ограниченным», – резюмирует Приходько.