• Посилання скопійовано

Как улучшить инвестпривлекательность Украины?

Украина заняла 152-е место среди 183 стран мира в рейтинге Doing Business-2012. А по данным Европейской бизнес ассоциации, в I кв. 2012 года индекс инвестиционной привлекательности Украины снизился до 2,18 балла, что стало самым низким уровнем за последние 3,5 года. Существует большая вероятность того, что без улучшения реального инвестклимата в Украине могут заморозить крупные инвестиционные проекты. Давайте поговорим о том, как привлечь внимание инвесторов и улучшить инвестпривлекательность страны.
 
 

Олег Устенко

Директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко:

«Инвестиционная привлекательность — это производная от инвестиционного климата. Говоря об инвестпривлекательности, мы имеем в виду имидж Украины. А это отдельный элемент инвестиционного климата в стране. Поэтому если говорить об инвестпривлекательности без привязки к инвестиционному климату, то мы рассмотрим только один из факторов, который влияет на инвестиционный климат в стране.

Очевидно то, что инвестиционный климат в Украине далек от качественного климата. Например, в 2011 году, было инвестировано на развивающиеся рынки, к которым относится и Украина, порядка 300 млрд долларов. Только в одну Индию инвестировали порядка 50 млрд долларов. В то же время Украина смогла привлечь к себе порядка 6 млрд долларов. Получается, что в прошлом году Украина получила 2% от общей суммы инвестиций, которые вкладывали в развивающиеся рынки. Это небольшая доза для Украины, так как она могла претендовать на куда большие сумы, чем те, которые получает.

Есть две группы факторов, которые определяют приток иностранных инвестиций в Украину, и будут определять его в 2012 -2013 году. Первая группа факторов, независящая от Украины, это так называемый аппетит международных инвесторов на рисковые инвестиции. Второй фактор, это инвестклимат в стране. И прежде всего, надо сказать о макроэкономической стабильности, которая в стране достаточно неплохая. Так как была позитивная динамика по фискальной политике, серьезное внедрение дефицита госбюджета. Также был неплохой рост на протяжении 2010-2011 годов, когда экономика отвоевала утраченные позиции, которые были до 2009 года. Есть достаточно оснований ожидать, что экономический рост в этом году будет колебаться от 2,5% до 3%. В общем-то, с точки зрения макроэкономической стабильности, то она очень высокая.

Наше собственное исследование настроения инвесторов, по крайней мере, американских инвесторов в Украине, показывает, что макроэкономическая стабильность, которая была для них прерогативой и фактором №1, в плане качественного инвестклимата в 2009 году, давно переместилась в конец списка основных факторов, которые влияют на их решение по инвестированию или не инвестированию в Украину. Для инвесторов наиболее серьезными факторами риска, в частности в Украине, являются факторы связанные с судебной системой, коррупцией, административным брендом для осуществления бизнеса, с предсказуемостью и недостаточной предсказуемостью  законодательного поля. Также это факторы, связанные с имиджем страны. В преддверии выборов появляются политические риски, так как Украина сейчас входит в пик политического цикла. Вот это основной набор факторов, которые влияют на качество инвестклимата.

Поэтому без улучшения и системной работы по каждому из этих факторов, нельзя говорить о значительном улучшении инвестклимата в стране. Что ожидается от украинских властей? Это, прежде всего системные, массированные работы по борьбе с коррупцией, в рамках всего государства. Только тогда мы увидим какие-то позитивные изменения.

Для многих инвесторов, экономистов и аналитиков, и для меня в частности, важным параметром, в плане борьбы с коррупцией будет рейтинг Украины международной организации Transparency International. И если уровень коррупции в стране снизиться, то мы должны будем увидеть улучшение рейтинга именно по индексу восприятия коррупции.

Говоря об административных барьерах при осуществлении бизнеса, то для многих инвесторов будет позитивным улучшение позиции Украины в Doing Business, который составляет Мировой банк. Что касается предсказуемости законодательного поля, то многие отмечают длительную неизменную стратегию государства, по поводу регулируемости бизнеса. Например, введение пошлин на сельскохозяйственную продукцию в прошлом году негативно сказалась на инвестклимате. Если в этом году такое не повторится, то инвестклимат будут оценивать на  более высоком уровне.

Я забыл сказать, что важным фактором является и налоговая политика. Многие инвесторы признаются по поводу того, что есть колоссальный прогресс в стране, связанный  с принятием нового и Таможенного и Налогового кодекса. Также вопрос к переходу к единому электронному реестру, без общения с госчиновниками в период оплаты налога – будет серьезным прогрессом. Проект уже задекларирован налоговой службой, но у нас есть масса примеров, когда раньше что-либо декларировалось, но к концу не реализовывалось. То есть существуют вроде мелкие проблемы, но если они разрешаются в сумме, то значительно могут повлиять на качество инвестклимата».
 

Мнение авторов и блогеров «Минфина»:

LinkinPark: «Методика улучшения инвестиционной привлекательности страны, в том числе и такой как Украины, известна любому среднему экономисту. Да, и не только экономисту. Эти методы уже были многократно использованы в странах с развивающейся экономикой.

Чтобы сделал я лично, простым словами:

 1. Сделать Украину страной с верховенством права, а не олигархично-коррумпированым анклавом.

 2. Прекратить коррупцию и чиновнический произвол.

 3. Максимально быстро принять законодательные акты о дерегуляции бизнеса и жестко контролировать их исполнение. Максимально сократить, в первую очередь, не объем налогов, а их количество и сложность уплаты, количество проверяющих, разрешений и других бюрократических проволочек.

 4. Разработать простые и прозрачные налоговые льготы для «нового» бизнеса.

 5. Создать государственный орган с широкими полномочиями в составе Минэкономики. Но не с раздутым штатом, курирующим прохождение инвестпроектов и помощь инвесторам.

 6. Расширить перечень государственных проектов, в первую очередь, в сфере энергетики, зеленой инфраструктуры, тяжелой промышленности и сельского хозяйства.

 7. Запустить рынок продажи земли.

Все это и много другое, сделать совсем не сложно. Что наглядно продемонстрировали такие страны, как Сингапур, Южная Корея, страны бывшего соцлагеря и многие другие. Но, на мой взгляд, и к большому сожалению, значительно улучшить инвестклимат в нашей стране не способны ни сегодняшняя власть, ни так называемая оппозиция».
 

Irvin: «По поводу этой привлекательности изведены тонны бумаги, и Бог знает сколько интернет- трафика. По сему не стану распыляться, а буду краток. Инвест-привлекательность страны обратно пропорциональна уровню коррупции, прозрачности законодательства и простоте ведения бизнеса. Разные страны решают данную проблему по-разному. Но с моей точки зрения лучше всего Украине подошел бы опыт Грузии. Но люстрация и прочее не пройдет ибо, по укоренившейся традиции, еще со времен дорогого Леонида Ильича, постсоветские бюрократы покидают свои посты только вперед ногами».
 

Toha: «Я могу показаться чудной, но мы никому, кроме себя не нужны. И пока это не будет понятно на всех уровнях и осознанно, можно даже не потрясать воздух и интернет-пространство попусту проблемой иностранного инвестирования в нашу страну.

Украина банально разворована своими же гражданами, и огромные средства от этого многолетненего процесса осели на счетах банков, расположенных в оффшорных зонах. Зачада времени – вернуть их сюда, но лучше не в виде денег, которые можно в любой момент вывести, а в виде технологий и оборудования, использование которых позволит этой стране работать.

При этом не надо тешить себя иллюзиями о том, что легализация капиталов в чистом виде вернет их сюда. Нет, над нашими нуворишами с их семьями и любовницами должен зависнуть Домоклов меч национализации всего их имущества по всему миру до нижнего белья любовницы (извините за подробности — я хотела, чтобы вы представили себе «заточку и величину этого Дамоклова меча, а также высоту его заноса над шеями этих нуворишей») в случае, если он не обновит свое производство до уровня и стандартов хотя бы Турции (что касается того же металлопроката). И при этом сделает это не на кредиты, а на собственные, хотя они по сути никакие не их собственные, средства из числа выведенных за границу. И будет поддерживать самые высокие стандарты производства. Социальная составляющая — само собой разумеется.

Добровольно сюда не зайдет ни один доллар из таких «инвестиций». А на иностранцев рассчитывать – крайне глупая затея. Мы им нужны только как угодья для разграбления и загрязнения, и эксплуатации рабсилы, за которые они претендуют еще и на льготирование.

Я говорю о нерациональности употребления вообще такого понятия, как инвестпривлекательность. Нет ее как таковой, а есть потенциальная выгода от хищнического потребления страной- «инвестором» ресурсов чужой и более бедной (и мозгами тоже) страны».
 

А как бы вы повышали инвестпривлекательность Украины?

 

 

 

Рубрика: Фінанси і банки/Інше

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Інше»