• Посилання скопійовано

Контролюючі органи точно знають, кого можна "чіпати", а кого - ні

Спроба підпорядкувати фінансову поліцію президенту – ідеологічно абсолютно правильна. Тому що, чим вищий статус керівника органу, тим менше впливових людей, які здатні на нього тиснути. Але це не відповідає Конституції і не може бути схвалено. Але головне не це

Контролюючі органи точно знають, кого можна "чіпати", а кого - ні

Всем руководителям правоохранительных и контролирующих органов известно, что есть целые сектора, где никого нельзя тронуть, где есть мощное политическое крышевание. Об этом скажет любой, кто работал в органах власти. Попробуйте тронуть бизнес депутатов, членов Кабинета министров, попытайтесь что-то предпринять, что затрагивает бизнес политически влиятельных, самых богатых людей Украины, и вы быстро расстанетесь со своим местом работы.

Главная проблема

И вот в этом – основная причина неэффективности борьбы, а не в том, что эта борьба не так организована. Предлагается, например, госфининспекцию (бывшее КРУ) ввести в состав финансовой полиции, и будет совсем другое. Ничего не будет. Потому что основная проблема – это политическая коррупция.

Попытка подчинить финансовую полицию президенту – идеологически абсолютно правильная. Потому что, чем выше статус руководителя органа, тем меньше влиятельных людей, которые способны на него давить. Но это не соответствует Конституции и не может быть принято. Но главное не это.

Нужно ли это президенту Украины? Что означает норма законопроекта, что президент лично будет координировать и направлять деятельность репрессивной машины? Что это ему даст как политику? Насколько я знаю, законопроект о финансовой полиции потому и был снят, что люди, достаточно близкие к президенту, поняли: новшество ставит главу государства в крайне невыгодное политическое положение. Лично отдавать приказы «расстрельной команде» – тут голосов на выборы не наберешь. Поэтому такая идея больше, я думаю, не возникнет.

Как работает коррупция

Предприниматели жалуются, что к ним ходят с проверками слишком много органов. Всех нужно кормить, это накладно. Значит, нужно урегулировать, кто по каким вопросам ходит. Например, борьбой со взяточниками в госорганах у нас занимаются служба борьбы с экономическими преступлениями МВД, УБОП, управление по борьбе с коррупцией СБУ. Я знаю конкретные случаи, когда высокое должностное лицо, предполагая, что оно попадет под контроль СБУ, договаривается с надежной «крышей» и начинает брать взятки. Неожиданно его арестовывает УБЭП МВД.

Сложно договориться сразу со всеми. И дублирование в этом плане необходимо и эффективно. Представьте, если каждый госслужащий будет знать, какой начальник какого отдела конкретно его курирует. Он обязательно найдет к нему дорожку и обо всем договорится.

Даже при существовании коррупционной вертикали конкретному депутату или крупному чиновнику трудно обеспечить контроль за деятельностью сразу нескольких правоохранительных органов, которые могут привлечь его к ответственности. Все равно где-то пробивает. И тогда возникают те неожиданности, о которых мы читаем в прессе, когда сообщается, что с крупной взяткой арестован начальник такой-то таможни или заместитель министра. Потом, правда, говорят, что взятки не было.

Это значит, что органы допустили несогласованные действия – задержали того, кого нельзя было задерживать. Это попало в прессу. Дальше уже начинают откручивать обратно. Такие сбои в системе бывают только благодаря децентрализации.

Если будет выстроена вертикаль и здесь, сбоев больше не будет. Все будут знать: кого можно, а кого нельзя трогать, где чей бизнес. И ситуация в стране с коррупцией будет значительно хуже.

Я год работал заместителем министра внутренних дел. Опытные сотрудники говорят: дайте нам команду и не будет ни одного конвертцентра. Но нам же нельзя их трогать по определенному списку. Поэтому вопрос централизации ничего не решает.

Женщины с дубинками?

Есть еще один принцип, который тоже нужно соблюсти при реформировании системы борьбы с экономической преступностью. Нельзя в одном органе смешивать силовые ведомства и чисто гражданскую деятельность.

Например, попытка ввести фининспекцию в состав финансовой полиции – совершенно ущербна и неправильна. КРУ занималось и должно заниматься документальными проверками. Там же процентов на 80 женщины работают. Представьте, что им выдадут дубинки, наручники и автоматы, и они будут ходить на проверки как представители силового органа. Да она без всякого гранатомета больше найдет по этим документам, чем с применением специальных средств.

Совершенно ошибочна идея выделять борьбу с экономическими преступлениями в отдельный вид деятельности правоохранительных органов. Если не считать бытовых преступлений и хулиганства, остальные преступления, как правило, связаны с экономической деятельностью.

Когда вы отделяете экономическую преступность от всей остальной, вы теряете доступ ко многим базам данных. Становится труднее координировать работу подразделений, труднее увидеть за убийством чей-то интерес или заказ, экономическую подоплеку и т. д. Одновременно это ослабит работу остальных подразделений, того же Министерства внутренних дел.

Главной темой в обществе должна быть борьба с политической коррупцией. И бизнес должен быть окончательно отделен от системы государственной власти.

Виктор Суслов

Джерело: Forbes.ua

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Контролюючі органи і перевірки»

  • Скільки часу може тривати планова перевірка ДПС?
    Тривалість планових перевірок ДПС не повинна перевищувати 30 р.дн. для великих платників податків, щодо суб’єктів малого підприємництва – 10 р.дн., інших платників податків – 20 р.дн.
    20.11.2024164
  • Що робити у разі арешту рахунку: поради Мінʼюсту
    У разі арешту рахунку передусім потрібно звернутися до банку, щоб дізнатися, у звʼязку з чим накладено арешт. Банк надасть реквізити виконавчого провадження. За цими даними слід вже звʼязатися з виконавчою службою
    20.11.20241 498
  • УВАГА! ДРС затвердила план комплексних перевірок на 2025 рік
    Незважаючи на те, що "воєнний" мораторій на планові перевірки контролюючих органів поки що діє, деяким з них вже дозволено проводити нагляд. Тому ДРС затвердила та оприлюднила наказ щодо комплексних перевірок на 2025 рік. Він налічує 32037 записів
    18.11.20246 9146
  • Мінімізація податкових ризиків: які заходи впроваджуються ДПС?
    ДПС запроваджує нову систему, яка допомагає мінімізувати податкові ризики, поєднуючи проактивні заходи, спрямовані на запобігання можливим податковим порушенням, та реактивні заходи, спрямовані на виправлення ситуації та запобігання її повторенню
    14.11.2024164
  • Ключові заходи ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року
    Ключовими заходами ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року є зміцнення доброчесності та боротьба з корупцією, підвищення рівня дотримання податкового законодавства, автоматизація роботи з боргами, міжнародна співпраця, цифровізація
    14.11.202460