Тем более, что первые шаги всегда характеризуют, как будет работать ведомство.
Времени для "раскачки" в условиях жесточайшего экономического кризиса нет. А Насиров в каком-то смысле успел войти в курс дел еще до назначения, будучи главой налогового комитета Верховной Рады.
Игорь Билоус, предшественник Насирова на нынешнем посту, "приходил в форму" больше года. В итоге, так ничего и не реформировав, со скандалом ушел "приходить в форму" на должность главы ФГИ.
Первый месяц продемонстрировал главное: в Государственной фискальной службе не изменилось абсолютно ничего.
Открытости в работе не прибавилось. Информация о результатах работы, которая обнародуется на сайте ГФС, как подавалась в минимальных объемах и "неудобоваримом" виде, так и подается.
При этом новостная лента пестрит "успехами" о задержании нескольких тонн или даже килограммов нелегальных товаров. Видимо, это и есть основная задача работы службы с точки зрения нового главы.
Группа поддержки
Состав коллегии ГФС, который Насиров утвердил приказом №368 от 25.05.2015 года, тоже оказался далек от открытости. В него вошли девять руководящих сотрудников ведомства, а также глава комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, которая пришла на смену Насирову.
Также в коллегии оказались замминистра финансов Елена Макеева и два руководителя "карманных" организаций - Общественного совета при ГФС и центрального совета Всеукраинского профсоюза работников органов ГФС - Дмитрий Олексеенко и Александр Кислица.
Получился этакий "междусобойчик", который гарантирует сохранение сора внутри налогово-таможенной избы.
Не приглашены ни представители реальных общественных и бизнес-организаций, ни хоть сколько-нибудь оппозиционно настроенные народные депутаты.
Складывается впечатление, что скандальное увольнение трех руководителей ГФС является чем-то само собой разумеющимся и не требует перестройки системы общественного контроля за работой налоговиков.
Планы по штрафам
Насиров оказался верен и другим традициям, которые укоренились в одном из самых коррумпированных ведомств Украины еще со времен Николая Азарова.
Приказом №373 он утвердил "уточненные индикативные показатели доходов на второй квартал 2015 года". Речь идет о "планах мобилизации платежей".
Эти планы, называемые индикативными показателями, утверждены Насировом по тому же шаблону, который применял его предшественник Игорь Билоус. А тот работал по лекалам, которые остались со времен Александра Клименко.
Началось же все в 1996 году, когда создавший ГНАУ Николай Азаров впервые начал "спускать сверху" разнарядки, сколько нужно собрать денег в бюджет. А еще - сколько штрафов должен заплатить бизнес Украины.
Что изменилось при Насирове? Ничего, как и за предыдущие 19 лет.
Все так же речь идет о "планах мобилизации платежей" и "планах по штрафам". Рекомендую взглянуть на приложение 1.4.2. В нем расписано, сколько денег должна дать каждая региональная таможня от:
- контроля за определением таможенной стоимости,
- контроля за правильностью классификации товаров,
- контроля за определением страны происхождения.
Просмотреть документ (приказ ГФСУ от 27.05.2015 г. №373) >>>
То есть доводится план по выявлению нарушений, а налогоплательщики заведомо признаются нарушителями. Такое впечатление, что новая власть не собирается строить экономику по европейским стандартам.
Профилактические выволочки
Налоговики имеют специфическую, годами выработанную манеру поддержания властной вертикали. Один из ее непременных элементов - профилактическое вызывание "на ковер". Традиция поддерживается и при Насирове.
Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на:
- приложение 4, где указано, сколько налогоплательщиков необходимо "загнать" на получение цифровой подписи,
- приложение 5, где указано, сколько дел и на какую сумму фискалы должны выиграть у налогоплательщиков.
Можно еще оценить приказ №387 от 02.06.2015 года "О состоянии организации работы ГФС и ее территориальных органов в апреле 2015 года". Такие приказы - основные организующие и направляющие в службе. Как и во всех других случаях, в нем нет ни единого признака изменения в отношении ГФС к налогоплательщикам.
Оценка работы региональных органов, как и раньше, оценивается по принципу "от достигнутого", а не по принципу "от возможностей". Речь идет о результатах "отработки" "схемных" сумм налогового кредита, которые доведены в регионы самой же ГФС. Точнее, о том, что он не "отработан".
Заключительная часть приказа посвящена всевозможным взысканиям в отношении отдельных руководителей на местах, чья очередь получить профилактику пришла по непонятному принципу. Занятно, что при этом никто не уволен.
Как известно, накануне назначения Насирова представители власти обещали, что все руководители местных управлений ГФС должны пройти жесткую проверку.
Ничего не слышно о судьбе людей, которые были назначены в период между уходом Билоуса и приходом Насирова. К их назначению приложили руку замминистра финансов Елена Макеева и тогда и. о. главы ГФС Максим Мокляк.
Каких-либо предложений по изменению подходов или методик в работе в приказе Насирова не просматривается. Наоборот, он продолжает официально требовать от своих подчиненных выполнять предписания следующих приказов:
- №70 от 24.01.14 "Об утверждении методических рекомендаций относительно качества налогового и таможенного аудита юридических лиц",
Даты выхода приказов говорят сами за себя. Все они были наработаны предыдущими руководителями налогового ведомства. Ничего нового со времен победы Евромайдана не придумано.
Очередная по счету налоговая реформа, вероятнее всего, снова превратится в изменение названия сборов. В работе ГФС вряд ли что-то поменяется.
Андрей Вышинский