Запрет действовал с осени 2014 года. Проблемы с его соблюдением наметились сразу же после его введения.
Тем не менее, в июне министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявил, что правительство решило продлить запрет на ревизии.
"Мы приняли решение о продлении моратория на проверки бизнеса до конца 2016 года. Полгода будем работать над тем, чтобы найти новые подходы к проверкам всех контролирующих органов", - пообещал министр.
Кроме того, в МЭРТ намеревались создать интегрированную базу проверок бизнеса с информацией о том, какой орган сколько раз проверял предприятие.
Сейчас контролирующие органы обязаны публиковать информацию о проверках на своих сайтах, однако они это делают далеко не всегда.
Соответствующие изменения планировалось внести в закон об основных принципах государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности. Также в министерстве обещали усилить ответственность инспекторов за проведение проверок бизнеса. Пока ничего этого не сделано.
К тому же, Верховная Рада не проголосовала за проект закона о продлении моратория. Таким образом, его действие закончилось в июне, и с тех пор ревизоры могут проверять предприятия в полную силу. В неформальных разговорах бизнес отмечает, что некоторые уже активизировались.
Группа депутатов по главе с Игорем Луценко внесла на рассмотрение парламента аналогичный законопроект, однако это не значит, что парламент вернется к рассмотрению этого вопроса в сентябре. Подобный финт выгоден государству.
Меморандум о сотрудничестве с МВФ предполагает отмену запрета. Пока получилось так, что Кабмин вроде бы хотел, но Верховная Рада забыла, да и информационного шума удалось избежать.
Государственная регуляторная служба - ГРС - подготовила отчет о том, как госорганы соблюдали закон о моратории. Предполагалось, что Кабмин рассмотрит его на своем последнем заседании, но вопрос отложили.
Копия документа оказалась в распоряжении ЭП. Анализ сделан на основании данных 37 ведомств и охватывает период с января по май 2015 года.
Как вели себя контролеры
По закону контролеры могли проводить проверки только по решению Кабмина, суда или по заявке субъекта хозяйствования. Мораторий не распространялся на ГФС и Государственную финансовую инспекцию. В отчете это не отображено, но из общения с бизнесом понятно: много жалоб вызывают именно проверки ГФС.
Как следует из анализа регуляторной службы, 11 ведомств разрешения Кабмина на поведение проверок получали, но в целом эта процедура не пользовалась особой популярностью. Причина, возможно, в том, что получение разрешения Кабмина - процесс длительный, бюрократичный и требует аргументирования.
По две проверки провели Госслужба чрезвычайных ситуаций, Нацкомиссия по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг, Нацкомиссия в сферах связи и информатизации, а также Госслужба спецсвязи и защиты информации. Остальные из 11 ведомств ограничились одной проверкой.
Еще 14 ведомств ревизий не проводили. Девять госорганов проводили их на основании судебных решений.
Самым активным ревизором на основании решений судов стала Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба. Она провела 1 692 проверки. Государственное агентство рыбного хозяйства заняло почетное второе место - 138 проверок. Гослекслужба разместилась на третьем, на ее счету 87 ревизий.
В пятерке нарушителей - Госэкоинспекция, Госсельхозинспекция, Госавиаслужба, Фонд социального страхования по временной потере работоспособности, ПФ. Эти ведомства проигнорировали мораторий и действовали в обход закона.
"Вопреки закону эти органы проводили проверки во исполнение поручений правоохранительных органов и ГПУ, хотя эти поручения давались не в соответствии с УПК", - говорится в отчете регуляторной службы.
Как вели себя ревизоры?
Госэкоинспекция провела 79 проверок в обход закона, Госсельхозинспекция - 23, Госавиаслужба - 51. На счету Фонда социального страхования по временной потере работоспособности - 423 ревизии. Пенсионный фонд нарушил мораторий один раз.
Всего ревизоры провели 577 незаконных проверок. Понесут ли они наказание - непонятно. "Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности, провести служебные расследования и напомнить о необходимости соблюдать мораторий", - советуют авторы отчета ГРС.
Ревизоры не желают упраздняться
Жалобы на незаконные проверки в основном поступали из крупных городов. "Точки злоупотреблений - Киев и Киевская область, Одесская, Николаевская и Кировоградская области", - отмечает в комментарии ЭП руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.
По его словам, ревизоры пользовались незнанием бизнеса о возможности проверок в исключительных случаях, показывали внутренние инструкции или распоряжения. По его словам, были случаи, когда проверки проводили инспекции, находящиеся в состоянии ликвидации или трансформации.
"Например, инспекция государственного архитектурно-строительного контроля умудрялась проверять бизнес в обход моратория и передавать параллельно свои полномочия местным органам власти", - говорит Забловский.
"Правительство обещало, что новым трендом станет сокращение количества контролирующих органов, однако этого не произошло. Более того, ликвидированные ревизоры очень даже живы и проверяют бизнес", - отмечает зампредседателя Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник.
По его мнению, для бизнеса настоящим плюсом стала бы не манипуляция красивым тезисом "мораторий на проверки", а правильное форматирование законодательной базы для ограничения количества контролеров и запуска системы пост-аудит-контроля.