Применение налогового компромисса в некоторых случаях может быть целесообразным при открытии уголовного производства по уклонению от уплат налогов, однако эта норма закона требует дополнительных четких разъяснений со стороны Государственной фискальной службы (ГФС) для его правильного применения на практике.
Такое мнение высказали эксперты правовой группы “Побережнюк и партнеры” в ходе тематического завтрака для представителей бизнеса.
По словам адвоката группы Татьяны Игнатенко, применение налогового компромисса может иметь позитивный результат в случае, если уголовное производство по уклонению от уплаты налогов открыто и налоговая милиция предпринимает активные следственные действия в отношении должностных лиц субъекта хозяйствования.
“В такой ситуации освобождение от уголовной ответственности путем применения налогового компромисса, возможно, будет иметь для предприятия наименьшие финансовые затраты”, – сказала она.
Однако, по мнению юриста, остается возможность привлечения к уголовной ответственности должностных лиц по другим составам преступления, как, например, подделка документов, мошенничество с финансовыми ресурсами, легализация денежных средств, полученных преступным путем и другое.
“В любом случае к налоговому компромиссу стоит подходить очень взвешенно и прагматично. Если налогоплательщик уверен в своей правовой позиции и имеет соответствующие доказательства, то у него есть все шансы выиграть налоговый спор и без применения налогового компромисса”, – отметила Т.Игнатенко.
Кроме того, по мнению старшего юриста группы Николая Якименко, “не существует законодательных гарантий, что контрагенты компании, применившей налоговый компромисс, по связанным хозяйственным операциям, не попадут в поле зрение налоговых органов, что может стать причиной проведения в отношении таких контрагентов проверок”.
Оценивая другие моменты налоговой реформы, которые также стоит учитывать бизнесу, старший юрист Алена Проценко отметила, что заявленное правительством сокращение количества налогов в рамках проведения налоговой реформы в целом не снизит налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования.
“Основные виды налогов, такие, как налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль сохранились и не претерпели существенных изменений в части их ставок”, – пояснила она.
Кроме того, введенный мораторий на проведение контролирующими органами проверок юридических лиц и физических лиц-предпринимателей в 2015 и 2016 годах не распространяется на проверки по вопросам наличия лицензий, проверки полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, проверки возмещения налога на добавленную стоимость.
“Таким образом, в текущем и следующем году субъектов хозяйствования будут проверять по отдельным вопросам, прямо предусмотренным законодательством”, – подчеркнула эксперт.
Положительным моментом реформы, по мнению А.Проценко, является внесение изменений в трудовое законодательство в части введения высоких штрафов для работодателя в случае допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), что является своеобразной гарантией для подчиненного.
Как сообщалось, 15 января президент Украины Петр Порошенко подписал закон о налоговом компромиссе, который предусматривает добровольное уточнение недоплаченных налоговых обязательств плательщиками налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (НДС) со ставкой 5% в течение 90 дней.
Согласно закону №63-VIII от 25 декабря 2014 года “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса”, для реализации режима налогового компромисса налогоплательщикам предлагается предоставить определенные преференции, а именно уплаты только части заблаговременно незадекларированных платежей или несогласованных налоговых обязательств, отсутствие юридической ответственности (финансовой, административной и уголовной) за указанные правонарушения, освобождение от налоговых проверок за уточнении и проверенные налоговые периоды в следующих отчетных периодах и пр.