Главная Все новости Госрегулирование Другое

Электронная коммерция: признание де-юре

Закон об электронной коммерции был оценен экспертной средой как долгожданный и знаковый

В последнее время рынок электронной коммерции стремительно развивается и становится одним из наиболее интересных сегментов для привлечения инвестиций. По статистике, каждый второй украинец покупает сейчас товары и услуги онлайн. В течение последующих пяти лет эксперты прогнозируют рост интернет-услуг, а объемы безналичных платежей в Украине имеют все шансы превратиться в один из наиболее актуальных направлений расчетов. Прежде всего это связано с появлением новых платежных сервисов, усовершенствованием возможностей осуществлять онлайн-покупки, а также с недавно принятым Законом Украины «Об электронной коммерции», который вступил в силу 30 сентября текущего года и был оценен экспертной средой как долгожданный и знаковый.

Курс на развитие

Почти полтора десятилетия прошло с тех пор, как в Украине начала развиваться е-коммерция. На протяжении этого времени многие украинцы стали участниками процесса и даже успели подзабыть, как тратили время на «живой» шопинг. Ведь цены в интернет-магазинах значительно дешевле, чем в торговой розничной сети, ассортимент шире, здесь легче отследить разнообразные акции, скидки, распродажи, которые происходят чаще, чем в обычном магазине, — следует лишь подписаться на рассылку. А политика некоторых компаний — предлагать на сайтах лучшие вещи, которые в традиционном магазине не купишь, — еще один «плюс» для электронной коммерции. В относительно больших объемах украинские потребители приобретают через Интернет одежду, косметику и парфюмерию, подарочную продукцию, книжки, товары для детей, принадлежности для спорта и отдыха.

«Рынок интернет-торговли растет настолько быстро, что в некоторых сегментах розничной сети доля такой торговли намного выше среднего уровня и существенным образом увеличится в течение нескольких следующих лет, — утверждает экономист Международного центра перспективных исследований Анна Чередниченко. — Например, по данным прошлогодних исследований, в продажах техники она достигла 17%. Кстати, именно на этом рынке интернет-магазины существенным образом влияют на цены, заставляя традиционные торговые точки сдерживать их рост».

В целом перспективы рынка е-коммерции, большую часть которого занимают туристическая отрасль, онлайн-продажа билетов, покупка одежды и бытовой техники в Интернете, очевидны. Отечественные потребители оценили также удобство пополнения счета мобильного телефона или оплаты услуг интернет-провайдера через Интернет.

А вот электронным платежам (в частности, за коммунальные услуги), как свидетельствуют социологические опросы, начали доверять сравнительно недавно. По данным экспертов рынка, за год онлайн-платежи увеличились почти втрое. Настоящий бум наблюдается относительно такого сервиса, как перевод денежных средств с карточки на карточку. По мнению экспертов, это связано прежде всего с военными действиями в Украине, когда на оккупированных территориях прекратили деятельность многие банковские учреждения, ограничив платежеспособность граждан. Это направление, по наблюдениям специалистов, продемонстрировало рост свыше 5000% за год. И это не предел, — убеждают эксперты.

Онлайн равно офлайн

Хотя у потребителей электронная коммерция давно пользуется популярностью, активная хозяйственная деятельность в этой отрасли надлежащим образом до сих пор не регулировалась, и де-юре государство признало ее только с принятием Закона Украины «Об электронной коммерции».

Еще летом 2013 г. в Верховной Раде Украины был представлен соответствующий законопроект, который более двух лет находился на стадии разработки. По словам авторов документа, в течение этого времени к работе над ним приобщились не только депутаты, но и представители рынка, в частности, утверждающие, что все их необходимые правки были учтены.

В Законе введены новые термины, которые раньше не были определены: электронный договор, электронная коммерция, интернет-магазин, субъект электронной коммерции и т. п., четко очерчивающие деятельность, подпадающую под понятие «электронной коммерции». По сути, права интернет-покупателей сравнялись с правами покупателей традиционных магазинов.

 Среди самых важных новаций, зафиксированных в Законе, — то, что электронные документы в отрасли теперь будут приравниваться к бумажным, что, по мнению специалистов, крайне важно и позволяет субъектам е-коммерции сохранять их в электронном формате, используя для отчетности. В документе определено использование электронной подписи, в частности введение цифровой подписи с одноразовым идентификатором. Разграничены правовые статусы продавца, покупателя и поставщика услуг промежуточного характера в отрасли е-коммерции (провайдера, регистратора). Важно, что в Законе четко регламентирован перечень информации о продавце, которая должна быть доступна в Интернете. Такие данные будут размещены в открытом доступе для идентификации ответственных в случае возникновения спорных ситуаций.

По мнению многих экспертов, Закон упростит разрешение споров между покупателями и продавцами. Раньше были прецеденты, когда в судах отказывались рассматривать электронные договоры. С принятием Закона документы в электронной форме будут доказательством в суде. При необходимости магазину будет проще общаться с органами власти, например с налоговой, или вести дела в судах. Государство, в свою очередь, получает законные основания проверять интернет-магазины на соответствие количества электронных соглашений и проведенных транзакций через кассовый аппарат.

Теневую зону «отрегулирует» рынок

Не станет ли этот аспект Закона дополнительным рычагом давления на бизнес — вопрос, который не в последнюю очередь волнует предпринимателей. Правда, налоговые консультанты опровергают тот факт, что цель Закона — поставить предпринимателей, работающих в отрасли е-коммерции, под тотальный контроль. Ведь многие собственники интернет-маркетов регистрируются как ФЛП второй группы и согласно законодательству не обязаны устанавливать кассовые аппараты. Поэтому сверять данные с кассовыми чеками по электронным соглашениям налоговые инспекторы вряд ли смогут. По мнению народного депутата Верховной Рады Украины, автора Закона Ольги Бельковой, преследовать незаконопослушные интернет-магазины нет смысла. Теневую зону е-коммерции, по ее мнению, «отрегулирует» сам рынок. Покупатели не станут рисковать ради небольшой экономии и отдадут предпочтение легальным торговым площадкам. А недобросовестные магазины теперь есть возможность призвать к ответственности в судебном порядке. К тому же в планах специалистов Минэкономразвития Украины — создание системы качества для электронной торговли, в частности каталога веб-сайтов тех торговых интернет-площадок, которым можно доверять. Впереди также создание универсальной системы электронного документооборота и е-логистики. Кроме того, будут уточняться критерии ответственности посредников в е-коммерции, чтобы привести их в соответствие с европейским законодательством.

По мнению экспертов, большинство крупных интернет-магазинов уже давно работают по правилам, зафиксированным в Законе. Что касается небольших нелегальных торговых онлайн-точек, то вопреки существованию законодательных норм вывести их «из тени» будет почти невозможно. Поэтому потребителю, чтобы не попасть в неприятные обстоятельства, их услуг лучше избегать, — советуют специалисты рынка.

Инна Головко

Новости по теме:

 - Закон об электронной коммерции: что нового он нам принес? 

Джерело
Вестник. Официально о налогах
Рубрика:
Госрегулирование / Другое
Теги:
Электронный документ , Торговля

Обратите внимание: новостная лента «Дебет-Кредит» содержит не только редакционные материалы, но также статьи сторонних авторов, разъяснения сотрудников фискальной службы и т.п.

Данные материалы, а также комментарии к ним, отражают исключительно точку зрения их авторов и могут не совпадать с точкой зрения редакции.

Редакция не идентифицирует лица комментаторов, а не модерирует тексты комментариев и не несет ответственности за их содержание.

Комментарии: 0

Новости по теме

Консультации по теме

Хочете отримувати

найважливіші новини від «Дебету-Кредиту»?