• Посилання скопійовано

Нова Конституція: що написано між рядків

Як зміни в тексті основного закону змінять життя в Україні

Нова Конституція: що написано між рядків

В публичный доступ было выложено несколько версий новой украинской Конституции. Автор видел последний вариант документа – по сравнению с предыдущими, он намного лучше. Мое общее впечатление – это довольно неплохой проект, благодаря которому Украина сможет сделать шаг в развитии правовой системы, и в первую очередь местного самоуправления. В нем есть принципы, которые разграничивают полномочия государственной власти и местного самоуправления. Это однозначно к лучшему.

Дополнительные правки, которые улучшают систему самоуправления, вносились до последнего. Например, в статье 144 была просто драконовская норма про возможность роспуска местной власти по решению суда, который определяет ее неконституционность. Норма предусматривала, что президент лично подает в суд, хотя этим должен заниматься представитель президента. При этом возможность приостановки акта органов местного самоуправления через суд необходима, и мы ее сохранили, но не от имени же президента!

Второе ограничение – то, что местный совет выиграл или проиграл в суде, не должно быть единственной причиной для роспуска такого органа власти. Его ликвидация должна  определяться недееспособностью этого органа принимать решения в пределах своих полномочий. Недееспособность определяется тем, что местная власть не отменила признанное незаконным решение. Только в этом случае местный совет будет недееспособным в правовом поле, и можно ставить вопрос о его роспуске. Такая правка тоже была зафиксирована.

Позитивные изменения есть и в части возможности использования русского и других языков. Это дань нынешней конъюнктуре ситуации. Хотя ответ на вопрос «Какую страну мы строим – украинскую или не очень» должен быть однозначным. Для того чтобы не вносить изменения в статью 10 (гласит, что государственным языком в Украине является украинский), мы изменили статью 143, которая предусматривает, что органы местного самоуправления устанавливают специальный статус русского языка. Мы просили о том, чтобы, во-первых, не все органы власти могли это делать, а только базовые.

И что второй язык может использоваться только параллельно с украинским, а не вместо него. Например, как в Канаде, где документ составляется в двух экземплярах, на двух языках. Конечно, это в два раза увеличивает документооборот, но если есть такое желание – пожалуйста. Хотя, мое личное мнение, что в украинской Конституции такого быть не должно.

Есть и глобальные вопросы, которые, к сожалению, являются вопросами политической игры президента. Речь идет о статусе представителя президента. В проекте прописано, что представитель контролирует законность актов местного самоуправления. Мы довольно жестко отнеслись к тому, что предлагалось: представитель совершает надзор над законностью, а дальше не пишется, кого или чего. Эта статья была уточнена и смягчена, поскольку механически цитировать сталинскую норму нельзя.

Надзор за законностью может быть только у органов публичной власти, а свои права люди имеют возможность отстаивать в судебном порядке – для того, чтобы обеспечить законность, есть достаточно механизмов. И для этого вовсе не нужно воспроизводить практику, которая сейчас существует в прокуратуре.

Второе – представители президента координируют деятельность территориальных органов исполнительной власти. Это очень интересно, потому что на практике это означает участие в деятельности правительства. Если правительство не участвует в формировании корпуса представителей президента, и на них нет никакого влияния, тогда эта система не будет сбалансирована, и не будет работать. Но это уже вопрос будущих дискуссий между парламентом и правительством.

Пока похоже на то, что кто-то хочет расширить полномочия президента. Но я бы предложил другие проявления усиления института президентства. Самый простой вариант: взять решения, которые есть в других парламентско-президентских республиках, например, право роспуска парламента. Я не говорю о французской модели, когда роспуск может быть в любой момент, когда вздумается президенту, но в отношении недееспособного парламента такой рычаг влияния у главы государства должен быть.

Это логично, ведь недееспособность – это несостоятельность принимать в срок те решения, которые необходимы: программу правительства или законопроект, который правительство считает программным. Если есть признаки системного парламентского кризиса – то здесь уже сам Бог велел распустить парламент. Это увеличит эффективность работы Верховной рады, в то время как сейчас все сводится только к голословным возмущениям: почему у нас так плохо функционирует парламент.  Прописанные сейчас основания для роспуска совсем слабые.

Кроме этого, к большому сожалению, оставлена норма о том, что досрочные выборы в органы местного самоуправления назначает Верховная рада. Это противоречит теории публичной власти, потому что один политический орган не может решать судьбу другого. Назначать досрочные выборы может только ЦВК при наличии на это правовых оснований, например, роспуск президентом местного совета.

Джерело: Forbes.ua

Рубрика: Суспільство і життя/Суспільство, події

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Суспільство, події»