
27 января в столице началось тестирование кандидатов, желающих работать в новой полиции (патрульной службе). Киев стал пилотным городом в Украине, где стартовала реформа МВД. Новая патрульная служба должна заменить ГАИ и патрульно-постовую службу. Это часть глобальной реформы милиции, которую курирует бывший министр внутренних дел Грузии, а ныне первый заместитель министра МВД Украины Эка Згуладзе.
За неделю, пока работает конкурсная комиссия, служить в новой полиции изъявили желание 17 000 кандидатов.
Условия для кандидатов в новую полицию:
27 января утром тестирование прошли первые 130 претендентов. По словам Згуладзе, тест, который они сдают, позволяет оценить общие способности. Он не требует никаких специальных знаний по юриспруденции или правоохранительной тематике, а включает в себя задачи на определение аналитических способностей, логического мышления и коммуникативных навыков. Кандидатам дается полтора часа, для того чтобы ответить на 60 вопросов в электронном виде. Дальше пройдут 20% лучших. На следующем этапе предусмотрен экзамен по физической подготовке, медицинский осмотр, тест MMPI (психологический тест, который составляет профиль личности) и собеседование. Новые патрули появятся на улицах столицы уже в июне 2015 года.
Самые важные тезисы из выступления Эки Згуладзе:
Что строят
Сейчас идет переходный этап - сотрудники ГАИ продолжают работать. Запущен пилотный проект, который в том числе позволит отработать процессы и избежать ошибок в реформировании уже в масштабах всей страны. Когда приступит к работе новая патрульная полиция, стартует полноценная реорганизация ГАИ. Еще некоторое время понадобится для набора и обучения новых полицейских. Новая полиция будет работать для жителей Киева и его гостей. Она будет выявлять проблемы локально, на местном уровне, и помогать населению их решать. Полицейские не будут механически поднимать палку вверх и вниз, а будут работать 24 часа в сутки для киевлян и создавать общий фон защищенности.
О сокращениях
Мы никого не выгоняем, а проводим реформу, чтобы полиция стала другой и ей можно было доверять. Правоохранительные структуры должны быть зеркалом для населения. Сейчас это зеркало кривое. Это знают все. Мы должны вернуть уважение к человеку в форме. Полицейский должен стать инструментом закона, а не наоборот. Это то, чего хотят граждане. При этом очень осторожно будет планироваться размер социально-компенсационного пакета для сотрудников, которые не попадут в новую структуру.
Как проходит конкурс
Никто не отсеивается. Лучшие 20% переходят в следующий тур. Через несколько дней мы будем знать, какой средний балл и кто вошел в эти 20%. Я подчеркну, что баллы будут начисляться по принципу ранжирования, поэтому никто не проиграет. Этот процесс нескончаемый. Новую полицию мы будем набирать постоянно, и нужен резерв. Кто не прошел сейчас, получит шанс в будущем.
Кто идет в полицию
Люди приходят очень разные. Если посмотреть на тех, кто подает анкеты, есть как с высшим, так и с несколькими высшими образованиями. Есть люди с идеалами - те, у кого уже есть хорошая работа, но они хотят сейчас участвовать в важном деле и строить систему вместе с нами. 37% - это молодые девушки и женщины. Это очень много для любой страны. Я этому рада, поскольку женщины привносят изюминку в работу полиции. Особенно это важно в работе с проблемными семьями, детьми и т.д. Есть много категорий правонарушений, где женское чутье помогает решить проблему. Я хочу поддержать стремления женщин. Это демонстрирует реальное реформирование системы, которая была слишком закрытой для разных перспектив, в том числе и гендерных.
Кто не хочет
Мы даем шанс работать всем, но на общих основаниях приема. Я хочу обратиться к нынешним сотрудникам МВД, потому что они пассивны. Из 17 000 кандидатов, заполнивших анкеты, почти нет сотрудников МВД. Это и хорошо и плохо. Я думаю, что второй шанс нужно дать всем. Но третьего может и не быть. Прошу всех сотрудников, кто хочет получить второй шанс, использовать существующий момент. Но следует понимать, что речь не идет только о новых лицах: это будут новые правила игры, которым нужно соответствовать.
Полиция как средство против мобилизации
Я слышала, что некоторые идут в милицию, чтобы избежать воинской повинности. Я не поддерживаю этот слух. Наоборот, приглашая на первый отборочный тур, мы часто слышали просьбы перенести сроки тестирования, так как многие соискатели сейчас находятся в зоне АТО и не могут физически участвовать. Но, безусловно, есть разные случаи.
О возрастном цензе
Мы набираем людей на обучение. По существующей нормативной базе возрастной ценз для сотрудников начальной ступени ограничен 25 годами, для сотрудников среднего уровня - 35. Поскольку конкурс открыт для людей со средним полным и высшим образованием, мы взяли высший существующий ценз - до 35 лет. Эти люди будут работать на улицах. Все другие функции полиции не имеют возрастного ценза, и там подбор будет проходить по-другому.
О законе
Готовится новый закон о полиции. Будет изменен функционал работы полиции и ее структура. Очень скоро, в течение нескольких недель, новый закон о полиции будет презентован в украинском парламенте.
О новых машинах и технике для патрульных
Нужно немного. Оказалось, что основное уже есть. Давайте это правильно использовать. Там, где не хватает техники, у нас есть фонд и резерв, чтоб пополнить недостающее. Новые машины нам предоставило правительство Японии по Киотскому протоколу. Поэтому самый главный вопрос - транспортный - решен.
Об униформе
Форма будет темно-синего цвета. Это новая рекомендация Евросоюза. Такая форма используется в большинстве стран Европы.
О зарплате
Нам удалось в госбюджет на этот год внести внушительное повышение зарплат. Для патрульных полицейских зарплата составит от 6 000 до 8 000 грн. Для борьбы с коррупцией важна стабильность. Мы не можем сегодня повысить зарплаты, а завтра их не выплатить, иначе коррупция снова возникнет.
Цена реформы
Бюджет не идеален, но это не повод ничего не делать. Нужно работать и искать деньги. Находить партнерские отношения, привлекать техническую и финансовую помощь дружественных организаций. Мы не говорим о мультимиллиардном перевороте. В наших интересах, чтобы это стоило минимально. Мы должны будем за реформу платить, и нам нужна очень рентабельная формула. Если страна не может себе позволить содержать эту полицию и такую структуру, значит, она в таких масштабах не нужна - ее необходимо переделывать. У страны должны быть такие госорганы, которые она может себе позволить.