• Посилання скопійовано

Скасування візового режиму з ЄС: можливості і ризики для України

Чому до наслідків потрібно готуватися вже зараз?

Скасування візового режиму з ЄС: можливості і ризики для України

Подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС открывает перспективы широкой интеграции. Она принесет Украине выгоды: усилится движение товаров и услуг, капитала и технологий. Эти же выгоды получила, например, и Мексика, начав в 1994 г. торговую интеграцию в рамках соглашения NAFTA. За 1994–2010 гг. годовой объем прямых инвестиций в Мексику вырос в 2,1 раза, экспорта — в 4,4 раза. Но главным результатом интеграции стала миграция населения, в первую очередь, мексиканцев в США. С 1994 по 2010 гг. количество мексиканцев, ежегодно выезжающих в Соединенные Штаты, увеличилось в 2,5 раза (до 10 млн чел.), а годовые объемы денежных переводов в Мексику — почти в 6 раз, до 23 млрд долл. США. И это при сохранении между Мексикой и США визового режима.

Украина и ЕС заявляют о возможности отмены визового режима для украинцев в 2015—2016 гг. с целью еще большей интеграции. Каковы вероятные последствия визовой либерализации?

Здесь представляет интерес не только опыт Мексики, но и ряда стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), вступивших в ЕС в 2004–2007 гг. Их опыт свидетельствует, что Украину ждет достаточно масштабная эмиграция населения. После вступления в ЕС в середине 2000-х гг. ключевым результатом интеграции стран ЦВЕ тоже стал массовый выезд их граждан в более развитые страны — ЕС-15. По данным Центра перспективных исследований Варшавского университета, за 2004—2007 гг. только из Польши выехало более 2,3 млн чел. (6,6% населения), из Румынии — более 2 млн чел. (почти 10% населения), из Литвы — 400 тыс. чел. (12% населения). В некоторых странах ЕС-15 количество восточноевропейских мигрантов увеличилось в разы (см.рис. 1). Например, количество поляков в Ирландии за 6 лет выросло в 30 раз, румын в Испании — в 15 раз, в других странах количество мигрантов также увеличилось в 1,5–3 раза.

Поэтому можно прогнозировать, что в течение нескольких лет после отмены визового режима из Украины выедет около 3 млн чел. — преимущественно в ЕС. И хотя ожидается пока что только отмена виз, а не либерализация рынка труда ЕС для украинцев, однако применение к Украине опыта стран ЦВЕ представляется абсолютно логичным — очень высокий разрыв в оплате труда будет сильно мотивировать наших сограждан выезжать за границу в поисках возможности заработать больше, чем на родине. В этом также весьма заинтересованы сами работодатели из ЕС. 

Так что стоит ожидать пятую эмиграционную волну, и ее основные причины будут такие же, как и у четвертой волны (в начале 1990-х гг.) — поиск лучших условий жизнедеятельности и жизнеобеспечения. По прогнозным оценкам польского Центра восточных исследований OSW, эмиграция украинцев будет усиливаться до 2028 г. В 2015–2017 гг. и 2025–2028 гг. будет активный рост, связанный сначала с отменой визового режима, а затем с присоединением к ЕС. 

Активной эмиграции украинцев будут способствовать как выталкивающие, так и притягивающие факторы. Главные выталкивающие факторы:

1) напряженная военно-политическая ситуация;

2) сложная экономическая ситуация;

3) снижение уровня занятости и реальных доходов населения. 

Главный притягивающий фактор — значительный разрыв в доходах населения между Украиной и странами ЕС, усиливающий желание украинцев поехать на работу за границу. По итогам 2014 г. средняя зарплата в Украине составит менее 300 долл. США. Между тем, в большинстве стран ЦВЕ средняя зарплата в 3–4 раза выше, а в более дальних странах ЕС-15 — в 5–10 раз. Стоит ожидать наибольшей активизации миграции украинцев именно в соседние страны — Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию и Балтийские государства. Это новая особенность пятой эмиграционной волны украинцев. 

Упомянутые страны очень заинтересованы в недорогой рабочей силе, прежде всего, потому что их граждане ряда востребованных профессий также выезжают дальше за границу (в Италию, Испанию, Германию, Великобританию, Скандинавские страны). В 2004–2008 гг. этому способствовали сами страны ЕС-15. Они понимали, что за более низкую плату получат квалифицированных специалистов для предприятий и недорогой персонал для сферы услуг. Поэтому был существенно упрощен доступ для трудоустройства граждан из стран Центральной и Восточной Европы. Это оказалось экономически обосновано и выгодно. Например, в Австрии сиделками работают значительное количество женщин-мигрантов из Словакии и Венгрии, занимающихся уходом за пожилыми австрийцами. Годовые затраты, в том числе субсидии на их содержание, не превышают 2 млрд долл. США. А если данные рабочие места отдать австрийцам, то стране это обошлось бы в 20 млрд долл. США. Ведь полная стоимость создания одного легального рабочего места для гражданина Австрии составит 80–100 тыс. долл.

Особый интерес к Украине имеет Польша — именно в эту страну в ближайшие 2–3 года выедет на работу более 1 млн украинцев. И на это есть ряд причин (притягивающих факторов). 

Первая. В Польше до сих пор наименьшая доля иностранных работников среди всех стран ОЭСР — 0,3% (в среднем по ОЭСР — 12%). То есть в ближайшее время стоит ожидать роста количества иностранных рабочих в 10–40 раз. Этому будет способствовать развитие польской экономики, где многие отрасли испытывают потребность в недорогой рабочей силе, в том числе из-за отъезда самих поляков дальше на запад и север в ЕС-15.

Вторая. В стране увеличивается количество пожилого населения. В 2014 г. оно превысит 8 млн чел. (22% населения), значительная часть которого требует ухода (и получает дотации на это). 

Третья. Привлечение украинских мигрантов — стратегическая цель Польши. По данным Центра восточных исследований OSW, более 85% польских экспертов в миграционной политике считают национальным интересом отменить визовый режим с Украиной. Кроме того, опрос OSW показал, что если политики и общественность поддерживают отмену визового режима с Украиной на 60–70%, то бизнес — на 100%. Это подтверждает необходимость и желание бизнеса привлекать украинских мигрантов для повышения эффективности своего производства.

Четвертая. В 2012 г. правительство Польши приняло программный документ "Миграционная политика Польши — современное состояние и действия", в котором фактически прописаны шаги по привлечению трех групп мигрантов на привилегированных условиях:

1) иностранцев польского происхождения;

2) студентов; 

3) частных предпринимателей.

Многие программы этой стратегии (в первую очередь, "Карта поляка") уже успешно привлекают украинцев. В 2013 г. украинцы уже составляли 31% всех иностранцев, в том числе 80% из стран СНГ, а также 35% всех иностранных студентов. 

Миграция украинцев — необратимый процесс. Для них работа за границей — это уникальная возможность самореализоваться, заработать на развитие своей семьи, сформировать определенные сбережения, приобрести опыт и полезные контакты. Поэтому проблема состоит вовсе не в том, что они могут уехать, а в том, чтобы они хотели и могли вернуться. Именно в этом направлении должна вестись работа, в первую очередь, государственная политика — контакт с мигрантами государство должно налаживать на всех стадиях (до, во время, после) миграции. Для этого необходимы организационные и экономические действия, направленные на стимулирование легальной циркулируемой (возвращаемой) миграции населения и аккумулирование сбережений мигрантов в финансово-банковской системе Украины (через механизм денежных переводов). Уникальному опыту в этом направлении нам стоит поучиться у Филиппин. 

Поэтому к активизации процессов эмиграции украинцев органам власти, финансово-банковскому сектору нужно начать готовиться уже сегодня. Такая работа должна вестись на самом высоком уровне — ведь участниками процесса являются миллионы жителей.

Какой результат может получить Украина от выезда украинцев на работу за границу? В первую очередь, существенный рост объемов денежных переводов в Украину через финансово-банковскую систему. Такой же главный результат получили и страны ЦВЕ — массовая эмиграция их населения привела к росту объемов переводов в среднем в 3 раза (за 2004–2008 гг.). Переводы в Румынию выросли в 70 раз, в Литву — в 5 раз, в Словакию — в 4 раза. По объемам рекордсменом оказалась Польша — в 2008 г. поступило 11 млрд долл. США. Если учесть объемы переводов неофициальными каналами, то эти цифры стоит увеличить в 2–3 раза.

Для Украины денежные переводы играют еще более важную роль. По итогам 2014 г. их поступления через финансово-банковскую систему составят около 7 млрд долл. или почти 7% ВВП. Если учесть переводы неофициальными (незарегистрированными) каналами, то, по экспертным оценкам, речь идет о 25 млрд долл. США или 20% ВВП. Мигранты пересылают, привозят, передают колоссальные средства, минуя банковскую систему (см.рис. 2). Например, из Польши, минуя банки, поступило более 3,3 млрд долл. США, а через банки — всего 40 млн долл. (1%). Низкий уровень официальных переводов характерен практически для всех соседствующих стран-доноров переводов. Россия — исключение, так как по данному коридору действуют очень низкие тарифы систем денежных переводов, а большинство мигрантов работает на расстоянии более 800 км. 

Поступление значительной доли переводов неофициальными каналами — это главный риск для Украины, риск невозможности аккумулировать, мобилизовать, использовать денежные переводы на благо экономики для выравнивания платежного баланса, стабилизации валютного курса, накопления золотовалютных резервов, формирования депозитного и кредитного портфеля клиентов и т. д. А с учетом роста количества мигрантов на 3 млн чел. доля неофициальных переводов может еще больше увеличиться. Ожидается, что только из Польши общий объем переводов может вырасти с 3,4 млрд долл. США до 7–8 млрд долл. в год, а сумма официальных переводов (при сегодняшних пропорциях) — до 70–80 млн долл.

Поэтому первый организационный шаг по установлению контактов с украинскими мигрантами — создание Министерства по делам мигрантов и диаспоры, главная задача которого — развитие и поддержание взаимоотношений Украины с ними. Такие профильные ведомства работают уже в 26 странах мира (из постсоветских стран — в Армении и Грузии). В целом в 56 странах мира функционируют более 400 центральных органов власти, курирующих развитие отношений со своими мигрантами. Большинство этих стран имеют количество своих эмигрантов в 2–10 раз меньшее, чем Украина (по данным Всемирного банка — 5,6 млн чел.)

Вторым важным шагом является внедрение политики стимулирования денежных переводов в Украину. В более чем 30 странах мира регуляторы и банки уделяют особое внимание мигрантам и их домохозяйствам. Например, в Индии все федеральные банки имеют специализированные услуги для мигрантов. Результат — на 01.01.2014 на счетах индийских мигрантов в Индии накоплено более 70 млрд долл. США (около 15% всех срочных средств). На Филиппинах все программы для мигрантов инициирует Центробанк — эта тема в пятерке приоритетных (на одном уровне с финграмотностью и борьбой с отмыванием преступных средств). Результат — объемы золотовалютных резервов в 2014 г. превышают 80 млрд долл. США (и это при объеме экспорта в 1,5 раза меньше, чем в Украине). 

Третьим важным шагом является разработка и реализация среди мигрантов финансово-банковских инструментов, средства от продажи которых направятся на развитие инфраструктуры Украины. Уже более 20 стран предлагают несколько типов инструментов (облигации для диаспоры, депозитные сертификаты и т. п.) для своих мигрантов. Например, Израиль уже 65 лет ежегодно размещает такие облигации среди еврейской диаспоры. Результат — привлечено почти 40 млрд долл. США, на которые построен международный аэропорт, несколько портов, автобанов и больниц. Египет в сентябре 2014 г. привлек 8,5 млрд долл. США (в экв.) на строительство второй линии Суэцкого канала. Почти 20% этих средств привлечено от мигрантов и получателей переводов.

Украинские мигранты имеют колоссальные финансовые возможности. По последним оценкам Всемирного банка, наши мигранты в 2012 г. заработали 58 млрд долл. США. Определенную часть они потратили на текущие нужды, большая часть из оставшихся средств накапливается, но, к сожалению, пока что не в Украине. В 2012 г. соотношение объемов официальных переводов к доходам украинских мигрантов составило всего 13%. В большинстве других стран с высоким количеством эмигрантов (от 5 млн чел.) доля переводов колеблется от 18% (Филиппины) до 60% (Египет). Украина имеет реальную возможность, используя лучший международный опыт, существенно улучшить это соотношение, в первую очередь, путем стимулирования переводов официальными каналами. Реализация предложенных организационных и экономических действий позволит в короткий срок установить контакт с украинскими мигрантами и их домохозяйствами, лучше подготовиться к периоду ускоренной эмиграции украинцев (2015–2017 гг.), быстрее начать получать обратный эффект (рост денежных переводов и сбережений в Украине), а также направить эти средства на развитие страны в целом.

Джерело: Дзеркало тижня

Рубрика: Суспільство і життя/Політика

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Політика»