С 11 июня в Украине официально вступает в силу закон о правовом режиме военного положения (ВП). Документ Рада приняла 12 мая, а президент подписал 8 июня.
Спешим успокоить: подписание вовсе не означает введения военного положения, а лишь регулирует его, если такое положение когда-нибудь придется ввести.
УБРАЛИ НЕТОЧНОСТИ. Разработку документа в СНБО начали в конце февраля. Как объяснял секретарь Совбеза Александр Турчинов, его цель — подкорректировать устаревшее законодательство в соответствии с новыми вызовами. Ведь предыдущий закон был принят еще в 2000-м, и многие его нормы не соответствуют сегодняшним реалиям, особенно после начала конфликта на Донбассе. В беседе с "Сегодня" член комитета Рады по вопросам правосудия, нардеп от "Батькивщины" Сергей Соболев, пояснял, что многие положения старого закона о военном положении дублировали закон о проведении антитеррористической операции. Кроме того, в старом законе не было нормы, которая бы регламентировала порядок работы военно-гражданских администраций. Их, как известно, своим указом Петр Порошенко создал 5 марта в Донецкой и Луганской областях. Поэтому на законодательном уровне нужно было убрать все неточности.
НОРМЫ. По закону, военное положение вводится указом президента по всей стране или в отдельных регионах (к примеру, могут ввести только на оккупированных боевиками территориях. — Авт.). Срок действия ВП и границы территорий, как и задачи, президент прописывает в указе. Закон позволяет вводить трудовую повинность, использовать мощности и привлекать работников предприятий всех форм собственности в нуждах оборонки, принудительно изымать имущество, как у юридических, так и физических лиц, вводить комендантский час (обычно в ночное время. — Авт.), а также поселять в квартиры простым людям военнослужащих. А вот норму, которая позволяла изымать огнестрельное оружие и боеприпасы у людей, ко второму чтению из закона убрали. Во время действия ВП командование может ограничивать свободу передвижения населения, проверять документы, грузы, жилье и запрещать проведение забастовок, собраний и акций.
ВЫБОРЫ. ВП также позволяет запрещать деятельность политпартий, нельзя проводить выборы, смещать президента и прекращать полномочия ВР.
Но здесь есть нюанс.
По словам Соболева, если ВП введут только в отдельных районах Донецкой и Луганской обл., то по закону, это вовсе не означает отмену местных выборов на остальной территории Украины этой осенью. Бывший же комбат батальона "Донбасс", а ныне нардеп от "Самопомочи" Семен Семенченко, еще в середине мая предлагал президенту ввести ВП. Но мнение президента неизменно: "Если перемирие будет нарушено, перейдена линия столкновения, организовано наступление на ВСУ — в тот же миг мной будет подписан указ о введении ВП". Сейчас вероятность введения ВП, как по стране, так и в отдельных регионах, невысокая. Об этом говорят как эксперты, так и наши источники в окружении президента. "Было наступление под Марьинкой. Но оно локальное. ВП введут только в случае полномасштабного наступления", — сказал нам источник в АП.
Но есть и обратная сторона медали, ведь ВП может быть выгодно власти, поскольку в условиях существенно просевших с даты парламентских выборов осенью 2014-го рейтингов непроведение местных выборов на руку Банковой. "Все рычаги управления страной на время действия режима переходят к главнокомандующему. Но Запад дал четко понять: "Если введете ВП, нашей помощи вам не видать". Международные договоры запрещают предоставлять официально воюющей стране любую помощь. Да и РФ получит легальный шанс военной интервенции в Украину", — подытожил наш источник в АП.
Но в то же время в МВФ могут не сворачивать программу в случае ВП в Украине. "У МВФ нет юридических запретов, препятствующих продолжению сотрудничества в таких условиях. Мы уже сотрудничали с рядом стран, на территории которых разворачивались военные конфликты", — заявлял глава представительства МВФ в Украине Жером Ваше.
Эксперты: "планов ввести ВП у власти нет"
Эксперты скептически относятся к возможности введения ВП именно сейчас. "Какой смысл? Если не будет полномасштабных военных действий на Донбассе, то нет необходимости в ВП. В стране и так проходит частичная мобилизация. ВП был смысл вводить год назад или полгода назад, когда действительно мы не были готовы к отражению наступления. А сейчас мы адаптировались к вялотекущим боевым действиям. Но если ввести ВП, местных выборов не будет", — считает политолог Вадим Карасев.
Его коллега, политолог Владимир Фесенко, считает, что вступление в силу закона о правовом режиме ВП вовсе не означает, что власть готовится к введению ВП ни сейчас, ни, к примеру, в августе, чтобы заморозить проведение местных выборов: "Закон этот принят не для того, чтобы уже сейчас вводить военное положение. Таких планов нет, и Порошенко об этом сказал во время ежегодного послания к парламенту. Введение ВП возможно лишь в случае масштабной эскалации конфликта либо внештатных ситуаций в определенных регионах — например, террористические акты, сепаратистские выступления. Помимо Донецкой и Луганской обл., где это может быть потенциально связано с возобновлением масштабных военных действий, речь может идти о регионах, которые граничат с этой территорией, а также о Херсонской области, которая находится на границе с Крымом. Но введения военного положения по всей стране не будет, я в этом уверен на 90%".
Военный эксперт Алексей Арестович разделяет мнение политологов: "Основной аспект закона — четко выписанная процедура введения ВП не на территории всей Украины, а только в отдельных ее областях. ВП может быть введено только если военно-политическая обстановка изменится так, что последствия от его отсутствия будут хуже, чем введения. Например, резкая эскалация боевых действий на фронте". По его словам, во время ВП не могут быть проведены выборы. "Более того, введение ВП — это нагрузка на экономику. Поэтому, учитывая нынешнее экономическое состояние Украины и внешнеполитическое, переговоры о кредитах, о реструктуризации долга, шансы на его введение минимальны", — сказал Арестович.