Статьи и телевизионные сюжеты на данную тему стали неотъемлемой частью нашей жизни: у кого-то в доме на протяжении нескольких десятилетий протекает крыша, у кого-то в квартире в зимний период очень низкая температура, поскольку есть проблемы с отоплением… Перечислять все существующие в данной сфере беды можно до бесконечности. При этом в большинстве случаев ЖЕКи даже не пытаются решить существующие проблемы, ссылаясь на свое "незнание" о ее существовании либо на отсутствие финансирования. Как поступать в таком случае жильца, и какие действия необходимо предпринять, чтобы защитить свои права, рассмотрим ниже.
Бездействие - плохая стратегия
Следует отметить, что зачастую потребители услуг сами предпочитают "не связываться" с ЖЕКами и, в зависимости от масштабов "бедствия", либо решают проблему самостоятельно, либо живут с ней и дальше. Однако такая пассивная позиция еще больше усугубляет существующую ситуацию. Отстаивать свои права в отношениях с ЖЕками не только можно, но и нужно, ведь, как известно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
При этом необходимо помнить, что сами жильцы дома как потребители жилищно-коммунальных услуг должны исполнять определенные требования, установленные законом.
Во-первых, у жильцов дома должен быть заключен договор с ЖЕКом, и в нем должны быть прописаны права потребителей жилищно-коммунальных услуг, обязанности ЖЕКа, а также четко указана ответственность за несоблюдение условий договора. В случае судебного разбирательства это поможет аргументировать требования к ЖЕКу.
Во-вторых, жильцы, предъявляющие претензию, сами должны исполнять условия договора о предоставлении коммунальных услуг, то есть своевременно и в полном объеме вносить предусмотренные таким договором коммунальные платежи.
Конечно, можно обращаться в ЖЕК с претензиями и в случаях, если упомянутые выше условия не соблюдены. Однако, такая ситуация, к сожалению, играет на руку ЖЕКу, у которого появятся дополнительные аргументы в свою пользу в случае судебного разбирательства.
Некачественная услуга - не услуга
Что касается действий жильцов обслуживаемого дома в случае предоставления ЖЕКом некачественных жилищно-коммунальных услуг, то ориентировочный алгоритм таких действий выглядит следующим образом.
В первую очередь, жильцы дома должны уведомить ЖЕК о той или иной возникшей проблеме, а также напомнить о его обязанности устранить ее в установленные договором сроки. Если же ЖЕК не спешит устранять проблему, переходим к следующему этапу – это оформление акта-претензии, в котором должны быть тщательно зафиксированы имеющиеся нарушения. Для этого нужно подать в ЖЕК соответствующее заявление, после чего должны явиться представители ЖЕКа и совместно с потребителем составить и подписать акт-претензию.
В случае если представители ЖЕКа в установленный договором строк не прибыли для составления акта-претензии, либо если жильцы дома по результатам рассмотрения заявления получили от ЖЕКа только формальную отписку, они могут самостоятельно составить такой акт. Для этого достаточно, чтобы его подписали не менее чем два потребителя жилищно-коммунальных услуг.
Оформленный акт-претензия с письменной претензией потребителя о перерасчете стоимости предоставленных коммунальных услуг либо о компенсации нанесенного ущерба передается в ЖЕК, который на протяжении 3-рабочих дней должен принять решение по такой претензии.
Невыполнение обязанностей до суда доведет
Справедливости ради следует заметить, что случаи добровольного возмещения ЖЕКом ущерба потребителю или добровольного проведения перерасчета предоставленных коммунальных услуг встречаются крайне редко. В случае если ЖЕК по результатам рассмотрения претензии отказывается компенсировать потребителю нанесенный ущерб или провести перерасчет платежей, необходимо обращаться за защитой своих нарушенных прав в суд. На данном этапе, по возможности, до подачи судебного иска желательно провести экспертизу и получить заключение о наличии проблемы и стоимости ее устранения. Проводить такую экспертизу должны лицензированные оценщики.
Одновременно можно обратиться с жалобой на незаконные действия ЖЕКа в общество по защите прав потребителей.
Также, при наличии средств, жильцы дома могут за свой счет решить существующую проблему, а потом обратиться в суд с иском о возмещении потраченных сумм. В этом случае, нужно сохранить все документы, подтверждающие понесенные затраты (квитанции об оплате, счета и т.д.), для дальнейшего предоставления этих доказательств в суде.
Однако даже в случае победы в судебной тяжбе необходимо помнить, что у ЖЕКов практически всегда нет денег, поэтому получение отсуженных у ЖЕКа сумм компенсации в денежном эквиваленте маловероятно. В то же время, в такой ситуации можно уменьшить размер оплаты за предоставленные коммунальные услуги на сумму такой компенсации.
Юлия Стусова, адвокат адвокатской конторы "Скляренко и партнеры"
Якщо протікає дах. Як правильно "воювати" з ЖЕКом?
Проблема захисту прав споживачів житлово-комунальних послуг вже давно набула в Україні глобальних масштабів
Джерело: UBR
Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.
Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.
на мiсяць безкоштовно!Спробувати