• Посилання скопійовано

Експерти сумніваються, що влада піде на обіцяне зниження податку на зарплати

Кабмін розробив законопроект, яким пропонується знизити ставку єдиного соціального внеску (ЄСВ) з 34,7-49,7 до 15% і розширити шкалу прогресивного податку на доходи фізичних осіб із зниженням мінімальної ставки до 10% в лютому-березні

Експерти сумніваються, що влада піде на обіцяне зниження податку на зарплати

“С целью ликвидации условий для существования теневого сектора экономики и переноса налоговой нагрузки на более платежеспособную категорию граждан планируется снижение начислений на фонд оплаты труда путем существенного снижения ставки ЕСВ”, – объяснил значение документа первый вице-премьер Сергей Арбузов.

Если чиновники действительно решатся на этот шаг, это будет настоящий прорыв в налоговом законодательстве Украины. Ведь сейчас ставка ЕСВ, которую платит работодатель, составляет от 34,7% до 49,7% в зависимости от класса профессионального риска производства. Кроме того, еще от 2,6% до 3,6% удерживается непосредственно из работника. Иными словами, около 40% заработной платы идет на различные налоговые вычеты.

Снизить нагрузку

Пока данную инициативу чиновников в налоговой инспекции не комментируют. Но в ведомстве подчеркивают – налоговая служба активно работает над улучшением делового климата. Ведь именно налоговое бремя в первую очередь сказывается на комфортности ведения бизнеса в нашей стране. Так, по данным последнего исследования PricewaterhouseCoopers, сейчас уровень налоговой нагрузки на предприятие в Украине составляет 55% от валового дохода, что значительно выше, чем средний показатель региона – 41%.

Из этих 55% в Украине 43% – налог на зарплату и социальные отчисления. “Это большое давление на предприятия, именно поэтому многие бизнесмены ведут серые расчеты и практикуют выплаты зарплат в конвертах. Например, на нашем предприятии те, кто устроен неофициально – получают пять тысяч гривен, те, кто в штате и все оформлено по белой – 4,5 тысячи гривен”, – рассказала Галина М., бухгалтер одной из столичных клининговых компаний.

С ней солидарна Мария Семикоз, эксперт аналитического агентства Мамай-Институт. По ее мнению, именно высокие налоги являются одной из весомых причин, которая мешает отечественным работодателям увеличивать зарплаты населению.

Также, по данным PricewaterhouseCoopers, в Украине есть и сложности с процедурой уплаты налогов. В среднем украинской компании необходимо около 500 часов в год на то, чтобы выполнить все требования Налоговой. Это является наихудшим показателем в Центральной и Восточной Европе. В соседней России, например, на это уходит около 180 часов в год, почти втрое меньше. В странах ЕС этот показатель меньше в 3-4 раза.

На такие цифры давно обращает внимание Украины и ЕБРР. И в диалоге с этой финансовой организацией украинские чиновники неоднократно подчеркивали свою готовность улучшать деловой климат страны. “Мы ставим перед собой цель значительно улучшить деловой климат и обеспечить равные конкурентные условия в нашей стране, снизить административное давление на бизнес. Сегодня весь финансовый блок государства работает в едином пространстве. У нас есть и ресурсы, и время для полноценной имплементации заявленных реформ”, – говорит Александр Клименко, министр доходов и сборов Украины.

Аналогичного мнения придерживается и главный идеолог “зарплатного” законопроекта. “Основная цель (законопроекта – прим. Ред.) – ликвидация всех возможных условий, созданных для работы теневого сектора экономики и перенос уплаты налогов на более платежеспособную категорию общества, снижение налогов на фонд оплаты труда путем пониженной ставки на социальном взносе”, – объясняет Сергей Арбузов.

Бюджетный недобор?

Насколько реальны планы правительства? В правящей партии уверяют, что это возможно будет осуществить уже в первом полугодии этого года. Скептики и оппозиционеры считают, что на такое реформирование понадобится, в лучшем случае, не менее года.

«Снизить административную нагрузку, и в том числе зарплатный налог, в Украине обещают уже лет семь, но пока никаких шагов в этом направлении так и не было сделано. Какие бы силы не пришли к власти, они понимают – снизив налоговую нагрузку, в первые годы не удастся наполнять госбюджет, ведь таможенные и налоговые сборы являются ключевым источником его наполнения”, – говорит Максим Каверин, эксперт и налоговый консультант.

Тем не менее, собеседник признает, – в долгосрочной перспективе такие меры положительно скажутся, как и на ведении бизнеса, так и на налоговых поступлениях. “Осознав, что налогов нужно платить меньше, бизнесмены охотнее будут выводить свой бизнес из тени. Он будет становиться легальным, а это значит, что произойдет количественное увеличение поступлений в бюджет. Больше людей займется бизнесом”, – считает Каверин.

По оценкам экспертов, сейчас до 80% мелкого и среднего бизнеса работают в тени. “Как правило, все минимизируют налоговую нагрузку. Большинство операций проводят в тени, это позволяет хоть как-то держаться бизнесу на плаву. Мой бывший начальник недавно подсчитал – у него небольшая фирма, – если бы он пять лет платил налоги – отдал бы государству более 70 тысяч долларов. При этом годовой оборот компании в него всего около 50 тысяч. Но если бы налоговая нагрузка была бы меньше – он бы с удовольствием работал по белой схеме. Так спокойнее, это как минимум”, – говорит Галина М., бухгалтер.

Сергей Арбузов считает, что источником компенсации недопоступлений может стать ревизия неэффективных налоговых льгот, осуществление более плотного контроля над трансфертным ценообразованием. Поспособствует “компенсации” и результат борьбы с теневым сектором экономики.

Теоретически, такие меры также могут в ближайшем будущем увеличить зарплаты украинцев как минимум на 15%, улучшить общие экономические показатели и создать больше рабочих мест. Однако для реализации таких планов чиновников понадобится никак не меньше трех лет, политическая воля и “бюджетный” резерв. Пока этими тремя важными составляющими успеха правительство не обладает. Риск, что этот законопроект так и останется на столах чиновников, достаточно велик.

А как у них?

В странах ЕС также высокие налоги. В том числе и на зарплату. Так, сегодня в Германии на зарплату давит налог в 30%, а в Швеции, стране с одним из самых высоких налогов в мире, – 46%. В среднем, налоговая нагрузка в странах ЕС превышает 30%.

Но там это компенсируется различными бонусами: бесплатной медициной и качественным образованием (в Швеции, например). Различными автоматическими финансовыми зачетами: так, в Финляндии часть зарплатных налогов может идти на погашение процентов по ипотеке. Высокой и стабильной пенсией – в Австрии, Франции и Германии.

Светлана Еремина

Джерело: ТСН

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»