• Посилання скопійовано

Навіщо держкомпаніям незалежні директори

Кабінет міністрів України подав до Верховної ради проект закону, який передбачає включення до складу органів управління підприємств з державною часткою власності незалежних директорів

Навіщо держкомпаніям незалежні директори

Участие независимых директоров в набсоветах, в том числе госкомпаний – широко распространенная по всему миру практика. В России, например, институт независимых директоров в госсекторе внедряется на протяжении последних четырех лет.

Основная идея – защита интересов инвесторов. В составе набсовета независимые директора обеспечивают системный контроль над исполнительным руководством компании. В условиях Украины особо актуальным внедрение независимых директоров выглядит на крупных системообразующих государственных предприятиях – для повышения их прозрачности и инвестиционной привлекательности. В меньших компаниях, которые готовятся к приватизации, также важен независимый взгляд при определении справедливой цены и отстаивании интересов государства-акционера в процессе продажи.

На что стоит обратить внимание при внедрении такого института?

Гарантия для инвестора

Наличие независимых директоров в компании – своего рода гарантия качества системы корпоративного управления для потенциальных инвесторов и кредиторов. По данным исследований компании EY, более 80% инвесторов готовы платить премию за акции компаний с хорошим корпоративным управлением. Примерно для 70% инвесторов, принявших участие в исследованиях, прозрачность компании – наивысший приоритет при принятии инвестиционных решений.

В странах, где стандарты защиты прав инвесторов не так высоки, эта премия обычно даже выше, чем в развитых странах.

Как правило, независимые директора обеспечивают независимую оценку:

- этических стандартов компании;

- процедур назначения и вознаграждения высших руководителей;

- эффективности систем управления рисками и внутреннего контроля.

Кроме того, независимые директора – это люди, готовые помогать менеджменту в решении нетиповых задач и высказать обоснованную критику действий исполнительного руководства.

Поэтому в роли независимого директора должен выступать эксперт, имя которого способно увеличивать добавочную стоимость бизнеса и прозрачность для потенциальных инвесторов.

Кто это может быть? Как правило – независимые профессионалы, знающие специфику отрасли, рынков, на которых работает компания, ориентирующиеся в вопросах финансов и инвестиций и т.д. Самый популярный кандидат на позицию независимого директора в мировой практике – это человек с опытом работы генеральным директором. На втором месте по популярности, как правило – финансовые эксперты, ведь их наличие в набсовете необходимо для эффективной работы комитета по аудиту.

Часто в составе набсовета создаются специальные комитеты (аудиторский, по назначениям и вознаграждениям и т.д.), возглавляемые независимыми директорами. Комитеты при набсовете представляют собой рабочие группы, которые координируют усилия ключевых лиц при подготовке важных решений и при контроле их исполнения.

Правда, если в состав набсовета ввести только одного независимого директора, его присутствие будет носить лишь формальный характер – для выполнения полноценно непредвзятого контроля над работой исполнительных органов компании одного человека попросту недостаточно. Международный опыт говорит, что независимые директора должны занимать не меньше трети мест в набсовете. В крупнейших западных компаниях их, как правило, больше 50%.

Уровень вознаграждения

В России для государственных компаний ставки вознаграждения внешнего директора ранжируются в зависимости от оборота компании. Кроме того, уровень вознаграждения может зависеть от степени формальности данной позиции. В коммерческом секторе Украины компенсации колеблются от $50 000 до 90 000 в год. Если наблюдательный совет носит лишь представительский, формальный характер – компенсация сокращается почти вдвое.

Практика соседних стран и дальнего зарубежья показывает, что институт независимых директоров – эффективный инструмент защиты интересов акционеров. Но очень во многом эффективность этого института зависит от степени доверия акционеров к составу набсовета. Поэтому важно подготовить базу для введения такого института не только на уровне законодательства, но и на уровне внутренних регламентов каждого конкретного предприятия.

Джерело: Forbes.ua

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»