• Посилання скопійовано

Штрафний удар

Ініціатори внесення правок до закону про трансферне ціноутворення пропонують ввести в документ поняття "консолідована група платників податків" і встановити, що операції всередині такої групи не підлягають моніторингу з боку податкових органів

Штрафний удар

Лоббисты финансово-промышленных групп пытаются по горячим следам подкорректировать закон о трансфертном ценообразовании, вступивший в силу месяц назад. Под лозунгами ликвидации серьезных законодательных ляпов крупный бизнес хочет отвоевать для себя право и дальше использовать наработанные схемы налоговой минимизации. 

Основные усилия "корректировщиков" закона о трансфертном ценообразовании сосредоточены на выведении из-под его действия операций внутри страны. Поговаривают, что главными лоббистами такого решения выступают топ-менеджеры крупнейшего украинского вертикально интегрированного холдинга, собственником которого является Ринат Ахметов. 

Инициаторы внесения правок в закон о трансфертном ценообразовании предлагают ввести в документ понятие "консолидированная группа налогоплательщиков" и установить, что операции внутри такой группы не подлежат мониторингу со стороны налоговых органов. 

Но если операции внутри страны останутся вне поля зрения фискалов, ФПГ смогут и дальше оптимизировать налогообложение за счет перераспределения налоговой нагрузки между своими структурами. 

Лоббисты уверяют, что снятие мониторинга с торговых операций внутри страны выгодно, прежде всего, самому государству. Поскольку столь жесткие фискальные правила негативно отразятся на инвестиционном климате страны. А главное, мониторинг торговых операций между связанными лицами внутри страны экономически нецелесообразен. Ведь для этого фискалам потребуется каждый отчетный период перелопачивать огромный массив информации. 

"Думаю, в таком случае расходы на налоговое администрирование сравняются с дополнительными доходами в бюджет от выявленных сделок, проведенных по заниженным ценам связанными компаниями", - поясняет их позицию президент Союза налоговых консультантов Украины Леонид Рубаненко. 

Впрочем, у предпринимателей есть и вполне обоснованные требования: уточнить отдельные нормы закона, дабы исключить возможность их двоякой трактовки. Что всегда выливается для бизнеса в налоговые доначисления и штрафные санкции. В частности, Общественный совет при Министерстве доходов и сборов предлагает законодательно прописать, за какой период времени должна подаваться отчетность по операциям, подлежащим контролю в рамках трансфертного ценообразования. 

"Например, товар в рамках контролируемой операции отгружен в июле, а оплата за него получена в сентябре, уже после вступления в силу закона о трансфертном ценообразовании. И на сегодняшний день нет ответа на вопрос: указывать ли эту операцию в отчетности", - поясняет суть проблемы советник юридической компании. 

Отсутствие четких временных рамок для информации, которую необходимо указывать в отчетности, может привести к массовым и весьма солидным штрафам. Согласно закону о трансфертном ценообразовании неподача отчета влечет за собой штраф в размере 5% от суммы сокрытой от налоговой сделки. 

Более того, если впоследствии окажется, что предприятие осуществило сделку по заниженной цене, против руководства и самой компании может быть возбуждено уголовное дело по статье 212 Уголовного кодекса за умышленное уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах. А то, что размеры будут "особо крупные", сомневаться не приходится, ведь установленный законом порог контролируемых операций по трансфертному ценообразованию - 50 млн грн. (согласно Уголовному кодексу "особо крупным" размером считается сумма в 85 тыс. грн.). 

В этом случае менеджерам грозит штраф от 255 до 425 тыс. грн., конфискация имущества и запрет на занятие руководящих должностей сроком до трех лет. 

Предпринимательские объединения предлагают исправить и главный законодательный ляп, связанный с определением стран, операции с которыми подлежат мониторингу. Изначально в проекте закона о трансфертном ценообразовании предлагалось контролировать сделки лишь с контрагентами тех стран и территорий, где налог на прибыль меньше украинского на пять процентных пунктов. 

Сейчас в Украине этот налог платится по ставке 19%, то есть под контроль попадали бы операции с государствами, где налог на прибыль ниже 14%. Но в финальной версии документа вместо "п. п." поставили знак "%". И теперь контролироваться должны операции со странами, где налог на прибыль ниже 18,05%. 

Миндоходов уже подготовило проект правительственного постановления со списком стран, операции с которыми будет мониторить налоговая. В него попали 92 государства: все юрисдикции, официально признанные Украиной оффшорами, многие низконалоговые (от Кипра до Люксембурга и Лихтенштейна), а также большинство соседей Украины (от Молдовы и Беларуси до Венгрии, Грузии и Румынии). 

Теперь лоббисты добиваются того, чтобы в законе был реанимирован изначальный размер отклонения налоговой ставки, дабы сузить круг стран, сделки с которыми будет контролировать Миндоходов. 

Почему Миндоходов не хочет менять закон? 

Как сообщил член Общественного совета при Миндоходов от Украинского союза промышленников и предпринимателей, представители бизнеса настаивают на законодательном урегулировании всех спорных вопросов. 

А чиновники Миндоходов хотят предоставить ответы на большинство предпринимательских вопросов в подзаконных нормативах. Поскольку опасаются, что при проведении изменений через Верховную Раду в виде законопроекта лоббисты постараются выхолостить главную идею закона: перекрыть основные схемы уклонения от уплаты налогов, которые чаще всего используют финансово-промышленные группы. 

Первая из них - расчеты через оффшорные зоны, вторая - корректировка доходов внутри вертикально интегрированных холдингов, когда прибыль одних предприятий списывается за счет убытков других. 

Чтобы принять правки к закону о трансфертном ценообразовании в том виде, в котором они будут подготовлены в Миндоходов, правительству придется договариваться с народными депутатами, представляющими интересы ФПГ. А сделать это, учитывая совершенно иные цели, которые преследует крупный бизнес, будет практически невозможно.

Джерело: ЛІГА.net

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»