Крупнейшие торговые сети могут потерять право зарабатывать на неторговых операциях – взимать «плату за полку», предоставлять маркетинговые и другие услуги по продвижению товаров. Сейчас это направление деятельности может генерировать 7-10% в структуре дохода продуктовых ритейлеров, говорит директор аналитического департамента компании Александр Соколов. «Но эта цифра очень индивидуальна и может сильно разнится в зависимости от игрока», – добавляет он.
Предложение о запрете ритейлерам зарабатывать на неторговых операциях содержится в поправках к законопроекту «...О защите экономической конкуренции», внесенных народным депутатом от Партии регионов Владиславом Лукьяновым. «Субъектам хозяйствования, которые работают в сфере розничной или оптово-розничной торговли, запрещается совершать в отношениях с поставщиками действия, направленные на получение дополнительных к традиционным торговым скидкам или вознаграждениям выгод», – говорится в документе.
«Запрещаются бонусы, маркетинговые услуги и так далее. Эти нормы пытались протолкнуть в законе о внутренней торговле, а когда это не получилось, вписали их в давний законопроект, который посвящен совсем другим вопросам», – разъясняет Игорь Кишко, генеральный директор Украинской торговой ассоциации.
Запрет вводится для торговых сетей, у которых стоимость активов или годовой объем реализации товаров превышает сумму, эквивалентную 50 млн евро. Почему именно такая сумма? Владислав Лукьянов пообещал прокомментировать инициативу после возвращения в Украину из заграничной командировки – в понедельник, 18 ноября. Игорь Кишко выдвигает свою версию расчета. «Сняли с потолка. Под этот лимит попадают многие торговые сети в стране», – говорит он. По его словам, поправки в законопроект были разработаны с подачи Антимонопольного комитета Украины, который в последнее время проявляет повышенный интерес к ритейлерам.
Законопроект №0875 зарегистрирован еще правительством Юлии Тимошенко в 2008 году, и изначально был направлен на упрощение слияний небольших ритейлеров. В апреле 2009-го он был принят за основу. А в июне 2013-го парламентский Комитет по вопросам предпринимательства при подготовке документа ко второму чтению внес в документ поправки. Солидный срок прохождения документа Лукьянова не смущает. «Он ничуть не устарел. Там есть принципиальные и важные нормы, которые актуальны на текущем этапе, поэтому законопроект имеет право быть рассмотренным», – объясняет он.
По оценкам главы Комитета по вопросам предпринимательства Александры Кужель, в законопроекте есть несколько положительных норм. К примеру, документ увеличивает до 50 млн евро сумму выручки, до которой предприниматели не должны получать разрешение у АМКУ на слияние. Спорные положения будут детально рассматриваться и обсуждаться, уверяет она.
Проблемные вопросы, которые следует обсуждать, будут изложены в официальном обращении Украинской торговой ассоциации к Кужель. Предлагаемые нормы противоречат принципам свободы договорных отношений в предпринимательской деятельности, также непонятно предоставление существенных преимуществ одним торговцам по сравнению с другими, вследствие применения ничем не обоснованного разделительного критерия в 50 млн евро, следует из обращения.
Торговцы опасаются, к примеру, что пункт «нечеткость и неоднозначность в определении условий договоров» можно будет трактовать, как угодно широко. Среди других нареканий – невозможность предоставления платных услуг по продвижению товара. Из последствий – снижение доходности ритейлеров, остановка развития цивилизованных форматов торговли и снижение налоговых поступлений. По словам Баленко, за 8 месяцев 2013-го торговцы-юрлица, а это в основном крупные ритейлеры, уплатили 26,2 млрд гривен налогов.
Поставщики возможным изменениям рады. «Бонусы, дополнительные платежи за какие-то мифические услуги, которых никто не оказывает. При этом если мы хотим провести промо-кампанию – например, дегустацию, то все равно должны заплатит за нее дополнительно. Сократить право сетей на такие операции? Отличная идея!» – говорит Людмила Дрыгало, совладелец одного из крупнейших производителей пищевых продуктов.