Ольга Дубинина, аналитик WebMoney, заявила, что в случае конфискации в пользу государства 60 млн грн. заблокированных сейчас на счетах платежной системы в связи с расследованием, компания выдаст каждому клиенту, потерявшему деньги, расписку, с которой он сможет обратиться в Национальный банк Украины или Министерство доходов и сборов с целью компенсации утраченных средств.
Об этом представитель WebMoney сообщила во время круглого стола прошедшего 3 июля и посвященного последствиям обыска офиса представительства платежной системы, а также прогнозам участников рынка о вариантах дальнейшего развития событий. Ольга Дубинина также посоветовала пользователям, чьи средства сейчас заблокированы, набраться терпения: «Мы не сидим сложа руки, а подаем судебные иски, направленные на разблокировку счетов».
При этом обыск офиса и изъятие оборудования налоговой милицией она охарактеризовала как «недоразумение». Потому что WebMoney работает в рамках Гражданского Кодекса Украины, который вступил в правовую коллизию с законом об электронных деньгах, принятом в конце 2012. «Основная претензия к нам — не согласование работы WebMoney с правилами работы платежных систем в Украине. При этом документы на согласование поданы, а НБУ их просто не рассматривает», — объясняет Ольга Дубинина.
В свою очередь Дмитрий Гадомский, партнер практики IT и медиаправа «Юскутум» высказал мнение, что в обыске украинского офиса платежной системы есть политическая, экономическая и в качестве небольшой надстройки — юридическая составляющая. По его словам, определение электронных денег, содержащееся в законе, оперирует понятием «средства». И в определении термина «платежная система» фигурирует тезис «обмен средствами».
«Если коротко, платежная система — это система, в которой осуществляется трансфер денег, и для ее деятельности необходимо разрешение НБУ. В случае с WebMoney понятие электронных денег не применимо. Система оперирует понятиями денежного требования и к ней применяется ГК. Возможно, сотрудники налоговой не всегда дочитывают ГК до конца, он достаточно объемный», — иронизирует Дмитрий Гадомский.
Он также добавляет: «Тот факт, что определение электронных денег не является всеобъемлющим, не может быть основанием для того, чтобы на какую-либо компанию оказывалось подобное давление».
Однако аргументация легальности схемы работы WebMoney была подвержена острой критике со стороны Александра Тютюна, генерального директора платежной системы GlobalMoney. Он заявил, что согласно ГК, каждый человек имеет право уступить право требования другому человеку, но превратить право требования в платежное средство никто не имеет право: «Во всех странах мира в Конституциях написано, что единственным законным платежным средством на территории данной страны является национальная валюта или эквиваленты, зарегистрированные центробанком. Финансовая система страны должна защищаться как границы, как Конституция».
Александр Тютюн также обратил внимание участников круглого стола на некогда сказанные Алексеем Титовым, экспертом-консультантом WebMoney, слова, что в Украине система насчитывает 2,5 млн клиентов, у которых средний остаток составляет примерно 100 грн. «Т.е. приблизительно у вас на счетах должно было быть миллионов 500, а не 60, — обратился Александр Тютюн к Ольге Дубининой. — Это значит, что примерно 440 млн у вас не обеспеченная эмиссия».
На это Ольга Дубинина парировала, что за 10 лет работы в Украине компания прошла через многие налоговые проверки. «И формула расчета (обеспеченной эмиссии — прим. Авт.) очень проста: выпущенные обязательства, погашенные обязательства и остаток, состоящий из непогашенных обязательств и комиссии платежной системы. Все всегда сходилось до копейки. Поэтому сказать, что мы эмитировали необеспеченные деньги нельзя», — объяснила представитель WebMoney.
Затем уже пришлось оправдываться Александру Тютюну. Модератор круглого стола попросил прокомментировать статью в одном из СМИ, где платежная система GlobalMoney была названа заказчиком обыска офиса WebMoney. В статье утверждается, что GlobalMoney легко получил лицензию НБУ, поскольку находится под покровительством людей, близких к Президенту и теперь пытается устранить мощного конкурента.
На это Александр Тютюн ответил, что система GlobalMoney создавалась в то время, когда о нынешней команде Президента никто не слышал. «Работу по получению лицензии от НБУ мы начали еще при Стельмахе (председатель Нацбанка с января 2000 по январь 2003 — прим. Авт.). У нас столько «крови выпили», что вы себе не представляете. И если представитель WebMoney показывает вам 1 письмо с замечаниями НБУ о согласовании правил работы платежной системы, то я могу показать более 60», — говорит гендиректор GlobalMoney
Он также утверждает, что руководство WebMoney уже третий год ведет с ним переговоры о покупке GlobalMoney. «А действовать против своего потенциального инвестора и покупателя просто глупо», — подытожил Александр Тютюн.
Подводя итог круглого стола, Ольга Дубинина сообщила, что WebMoney сейчас ждет новых изменений в приказ НБУ №481 «Об осуществлении операций с использованием специальных платежных средств», которые были вынесены на общественное обсуждение до 1 июля 2013. «Когда заработает новая редакция, мы в очередной раз скорректируем правила нашей работы и будем пытаться запустить наш новый продукт WebMoney Note, в качестве системы электронных денег».
Вместе с тем, она подчеркнула, если существующие на рынке тенденции сохранятся, WebMoney может уйти с рынка и начать работать из-за границы, как сейчас работает система «Яндекс.Деньги».