• Посилання скопійовано

Держзакупівлі по-новому: чого чекати бізнесу

Верховна рада прийняла закон про приведення держзакупівель у відповідність до міжнародних стандартів. Експерти пояснили чи допоможе це навести порядок у держзакупівлях

Держзакупівлі по-новому: чого чекати бізнесу

Старший аналитик Transparency International Виктор Нестуля считает, что главные законодательные новшества можно разделить на три блока: антикоррупционные новации; дерегуляция и упрощение доступа бизнеса к госзакупкам; приведение украинского законодательства в соответствие международным стандартам.

 Среди антикоррупционных инициатив эксперт выделяет:

  • обязательную проверку конечных бенефициаров компаний-участников;
  • условие о том, что при раскрытии предложений демонстрируется документ, в котором указывается информация о цене;
  • то, что все протоколы оценки предложений должны публиковаться на веб-портале.

 Кроме того, участник получает право обратиться к заказчику за детальным разъяснением причин его дисквалификации или отклонения предложения. Вводится право исправления формальных ошибок.

Среди дерегуляционных новаций – введение принципа постквалификации. Это означает, что только участник, который по своему ценовому предложению определен победителем тендера, предоставляет все необходимые справки. При этом заказчик не имеет права требовать те справки, которые он может сам получить из открытых реестров. Функция мониторинга переходит от Минэкономики к Госфининспекции; при этом последняя не имеет права вмешиваться в проведение процедур закупки.

По международным стандартам законопроект вводит ценовые пороги для публикации объявлений о закупках на английском языке: для товаров и услуг – 133 000 евро, для работ – 5,15 млн евро. Кроме того, в случае если закупка носит международный характер, срок подачи предложений увеличивается до 40 дней.

Из важных новшеств юристы также выделяют требование к участникам о наличии в едином реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей информации об их конечных бенефициарных собственниках.

“Украина сегодня находится на заключительном этапе переговоров о присоединении к GPA WTO. Потенциально наши предприятия могут получить доступ на рынок госзакупок 48 стран мира, объем которого составляет $1,7 трлн. Законопроект исправил формальные несоответствия. Как раз сегодня группа МЭРТ находится в Женеве и убеждает членов GPA поддержать Украину”, – рассказывает Нестуля. В самом МЭРТ надеются, что в скором времени украинские производители смогут участвовать в гостендерах крупнейших экономик мира – США, Канады, Сингапура и т. д.

 “В то же время, к сожалению, документ не содержит ответственности за невыполнение заказчиком оговоренных обязательств. Также бизнесу известен не один способ, как избежать указания в упомянутом реестре конечного собственника”, – констатирует управляющий партнер юридической фирмы Kosovan Legal Group Анатолий Косован.

Открывающиеся возможности, по словам аналитиков, способны подхлестнуть бизнес к дальнейшему развитию. “Всем известно, что интерес бизнеса к участию в торгах не очень высок. В том числе это связано и со сложностью подготовки документов. Принцип постквалификации и проверки справок непосредственно заказчиком значительно упрощает этот процесс. Мы ожидаем роста конкуренции в среднесрочной перспективе”, – говорит Нестуля.

Помимо возможной экономической экспансии украинских производителей, эксперты ожидают от законодательных инициатив как позитивного влияния на бюджет, так и сокращения коррупционной составляющей. На данный момент в МЭРТ оценивают убытки от коррупции и неэффективного использования средств в 20% от годового объема закупок.

В ценах 2014 года госзакупки составили около 250 млрд гривен.

По приблизительным подсчетам, около 10%, или 25 млрд гривен – это прямая коррупция. То есть хотели украсть, и украли. Еще 25 млрд гривен – это ориентировочные потери от неэффективного проведения закупок. Когда украсть, может, и не хотели, но так небрежно проводили закупки, что потратили много денег, – объяснял накануне голосования закона замминистра экономики Максим Нефьодов. – Отсюда и ориентировочная сумма потерь – и, соответственно, потенциальной экономии – в 50 млрд гривен в год. Однако она может оказаться как меньше, так и больше”.

В целом эксперты позитивно оценивают изменения, однако не исключают, что ряд моментов может привести к новым злоупотреблениям на рынках закупок.

Прогнозировать однозначный успех достаточно сложно. Любое упрощение в требованиях может быть использовано как возможность для злоупотреблений. Так же, как и увеличение стоимости предметов закупок, подлежащих регулированию данным законом. Даже самые прогрессивные изменения в законодательстве не дадут желаемого и столь ожидаемого нами результата без смены лиц, которые применяют данные законы, и их подходов”, – резюмирует Косован.

Принятие закона – достаточно положительный фактор, однако о его влиянии на практическую сторону проведения госзакупок судить еще рано. Вместе с тем одно является очевидным уже сейчас: каких-либо кардинальных реформ и реального приведения этой сферы в соответствие с мировыми стандартами ожидать пока не следует”, – предупреждает старший юрист юридической фирмы “Антика” Александр Третьяков.

Джерело: Forbes.ua

Рубрика: Держрегулювання/Інше

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Інше»