Украинские и иностранные компании уже привыкли ко множеству самых различных требований, применяющихся в отечественном бизнес-пространстве, которые не свойственны большинству развитых стран. Чего только стоит пресловутое правило «90 дней» (постоянно меняющееся на 180, 120 дней); скитания в банках с попытками обосновать необходимость покупки иностранной валюты; так долго всех волновавшая ценовая экспертиза, обязательная для осуществления расчетов в иностранной валюте за операции, связанные с покупкой объектов прав интеллектуальной собственности, оказание услуг и работ; постоянные перипетии с завышением таможенной стоимости. Однако, как показывает наш опыт*, не все еще знают о специальных санкциях в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые могут привести к полной остановке ВЭД компании за наиболее неожиданные нарушения.
Немного статистики
Статистика применения специальных санкций, размещенная на сайте Министерства экономического развития и торговли Украины (далее – Министерство), свидетельствует о постоянном увеличении количества примененных спецсанкций, причем как в отношении украинских, так и иностранных компаний.
Как применяются специальные санкции в сфере ВЭД?
Виды специальных санкций
Ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» (Закон о ВЭД), регламентирующая вопрос о применении специальных санкций, предусматривает три вида санкций:
- временная остановка ВЭД;
- индивидуальный режим лицензирования;
- штраф, который на практике еще не применялся.
И временная остановка ВЭД, и режим лицензирования означают запрет на все виды ВЭД, в частности: на импорт и экспорт товаров, работ и услуг, проведение международных расчетов, совместную предпринимательскую деятельность, владение имуществом, валютообменные операции и т.д. Разница между этими двумя видами санкций состоит в том, что при применении режима лицензирования, компания, попавшая под санкцию, все же может провести ВЭД операцию, если получит индивидуальную лицензию.
Несмотря на очевидное различие между санкциями, к сожалению, законодательство очень размыто определяет разницу между основаниями для разных видов санкций. В результате, на практике были случаи, когда за одно и то же нарушение в одном случае применялась остановка ВЭД, а в другом – режим лицензирования.
NB! В последнее время наметилась весьма тревожная тенденция к увеличению количества случаев применения временной остановки ВЭД.
За какие нарушения применяются санкции
Действующее законодательство Украины достаточно широко определяет список нарушений, за которые могут применяться санкции, а именно: за нарушение Закона о ВЭД и связанных с ним законов, в частности, в случае нарушения валютного, таможенного, налогового, другого законодательства, устанавливающего какие-либо запреты, ограничения или порядок совершения ВЭД операций, а также в случае действий, которые могут навредить интересам национальной экономической безопасности.
На практике подобная широкая формулировка приводит к тому, что санкции могут применяться практически за любые нарушения, например, требований о возврате валютной выручки (наиболее распространенное нарушение), законодательства о маркировке товаров; осуществление деятельности, так или иначе связанной с Крымом и т.д.
Важно отметить, что текущая геополитическая ситуация сказалась и на санкциях: они все чаще применяются к российским компаниям и их украинским контрагентам.
Субъекты, в отношении которых применяются санкции
Санкции могут применяться как в отношении украинских субъектов ВЭД, так и иностранных компаний.
Какие органы уполномочены применять санкции
Санкции вводятся Министерством экономического развития и торговли Украины (Министерство) по инициативе:
- фискальных органов (ГФС);
- контрольно-ревизионной службы;
- правоохранительных органов (в том числе – СБУ);
- АМКУ;
- Нацкомфинуслуг;
- НБУ;
- по решению суда.
Наиболее часто санкции применяются по инициативе ГФС и СБУ.
Сроки
Режим лицензирования применяется бессрочно, к некоторым компаниям он был введен еще в начале 90-х годов и действует до сегодняшнего дня. Временная остановка ВЭД действует только 3 месяца, после чего компания переводится на режим индивидуального лицензирования, либо, в редких случаях, временная остановка ВЭД продлевается по решению суда (на практике есть примеры бессрочного продления остановки ВЭД).
Риски для предпринимателей
Все бы ничего, если бы не множество проблем, с которыми сталкиваются компании при применении санкций.
1) Как правило, о санкциях компания узнает внезапно, когда банк отказывает осуществить платежи или таможня – оформить товар. Дело в том, что Министерство не обязано никого информировать о применении санкции. Единственное, где можно об этом узнать, это база Министерства. Более того, законодательство не предусматривает участие компании на стадии, когда собирается доказательная база для применения санкций. Были случаи, когда проверка супермаркета службой защиты прав потребителей закончилась временной остановкой ВЭД для 19 производителей по инициативе СБУ.
2) Даже если компания узнала о примененной санкции, длительное время занимает получение информации о том, за какое же именно нарушение санкция применена. И если с ГФС плюс-минус еще можно разобраться (если по результатам проверки был составлен акт, в котором зафиксировано нарушение сроков возврата валютной выручки, с очень большой вероятностью санкций не избежать), то с СБУ все намного сложнее. Как правило, в соответствующих приказах о применении санкций просто указывается норма законодательства, на основании которого была применена санкция (например, ст. 131 Кодекса торгового мореплавания), и на соответствующие материалы СБУ. Если так, то Вам еще повезло! Сейчас ситуация усугубилась – достаточно часто просто указывается ст. 37 Закона о ВЭД, не имеющая никакого отношения к нарушению ВЭД, а материалы СБУ указываются с грифом «для службового користування».
3) Согласно законодательству, Министерство обязано применить санкцию во всех случаях, если соответствующее ходатайство инициатора соответствует формальным признакам. При этом Министерство не имеет право проверять нарушение со своей стороны. В связи с «ограниченностью» компетенции Министерство в абсолютном большинстве случаев не может самостоятельно (без участия инициатора или суда) отменить санкции. При этом, законодательство не регулирует порядок (в первую очередь, сроки) взаимодействия Министерства и инициатора. В результате, снятие санкций может растянуться на очень длительный период времени, когда деятельность предприятия de facto остановлена.
Есть и много других насущных проблем. Именно поэтому на сегодняшний день было разработано несколько проектов, направленных на изменение Закона о ВЭД в части применения санкций. А пока процедура не будет изменена, украинским компаниям следует быть постоянно на чеку.
Анжела Махинова, советник ЮФ Sayenko Kharenko
*Материал подготовлен в соавторстве с Иваном