«Это общеевропейская практика, которая уменьшит количество контактов представителей бизнеса с налоговой службой», – еще летом ответил министр доходов и сборов, а тогда – глава Государственной налоговой службы Александр Клименко на вопрос, зачем в Украине вводить авансовые платежи с налога на прибыль. С нового года налогоплательщики с годовым доходом больше 10 млн гривен должны раз в месяц платить этот сбор наперед. Это должно сделать более предсказуемыми поступления в госбюджет.
По приблизительным подсчетам, в прошлом месяце компаниям авансом нужно было уплатить около 4 млрд гривен налога на прибыль.
У новации есть подвох. Большинство компаний такие авансовые платежи уже, фактически, делали – только в виде предоплаты по налогу на прибыль. Выходит, платить нужно дважды.
Бизнес надеялся, что эту коллизию удастся решить – и налоговики разрешат учитывать в счет авансовых платежей суммы, внесенные ранее. Первый опыт авансовых платежей показал, что надежды были напрасными. «Задачей этой новации было улучшить условия администрирования налога на прибыль. Но администрирование, наоборот, значительно усложнилось», – сетует руководитель департамента налогового планирования в Group DF Владимир Диденко. Авансы превратились в еще один, дополнительный налог, а общаться с налоговиками теперь нужно даже чаще, чем раньше.
Договориться не удалось
Сделать первый авансовый взнос по налогу на прибыль бизнес должен был до 18 января. Деньги компаниям нужно было перечислять на специальный счет по уплате налога на прибыль. Но в эти сроки бизнес не уложился – причем, как убеждены собеседники Forbes, не по своей вине.
Дело в том, что у многих компаний были большие переплаты по налогу на прибыль за прошлый год, поэтому они надеялись, что в часть авансовых платежей будут засчитаны эти переплаты. «Налоговый кодекс разрешает бизнесу в счет авансовых платежей зачесть предоплату по налогу на прибыль», – говорит Наталия Максименкова, заместитель финансового директора по налогообложению группы «Метинвест». Это избавило бы компании от необходимости платить дважды.
«Чтобы получить «добро» от налоговиков, многие компании написали в налоговую службу заявление с просьбой зачесть авансовые платежи с суммы переплаты», – поясняет собеседник в руководстве «АрселорМиттал Кривой Рог». Тем более что и переплаты, и авансовые платежи должны были зачисляться на один счет. Заявку почти никому не утвердили, но многие компании по умолчанию внесли на эти счета лишь ту часть средств, которой «не доставало». «Решили посмотреть, что будет дальше, хотя и понимали, что риски конфликта с налоговыми органами велики», – отмечает партнер отдела налогово-юридических услуг Ernst & Young Игорь Чуфаров.
Фокус не удался. Бизнес рассчитывал, что компьютер автоматически сделает перерасчет и предоплата будет зачтена в виде авансовых платежей. В налоговой пояснили: предоплата – отдельно, авансовые платежи – отдельно. Во многих регионах налоговая служба отреагировала одинаково, – учитывать переплату в счет авансовых платежей не разрешили, говорит Чуфаров. И на заявление о зачете предоплаты (излишне уплаченных налогов) ответили формальной отпиской.
Это вызвало шквал возмущений со стороны бизнеса. Не захотев платить дважды, компании массово начали требовать возврата средств, переплаченных за прошлый год. Кому-то повезло. «Некоторые предприятия, действительно, смогли получить свои деньги обратно, согласно ст. 43 Налогового кодекса. В Кривом Роге, к примеру, из крупного бизнеса деньги вернули Ингулецкому горно-обогатительному комбинату», – подчеркивает криворожский налоговый инспектор, попросивший не называть своего имени. Большинство компаний возврата средств не дождались.
Налоговая развела платежи
Чтобы лишить компании оснований требовать перерасчета средств, 21 января в срочном порядке налоговая разослала письмо (№1269/7/15-1317), которым обязала компании перечислять авансовые платежи на другой счет. «В авральном режиме в казначействе были заведены отдельные счета, чтобы перерасчет невозможно было делать даже технически», – объясняет собеседник в руководстве компании «АрселорМиттал Кривой Рог». «Те из наших компаний, которые перечислили средства на «старые» коды бюджетной классификации, подготовили письма о переназначении платежа», – добавляет Максименкова из «Метинвеста».
Это связало бизнес по рукам и ногам. Суммы переплат теперь не засчитываются, и есть ли шанс их вернуть – неизвестно. «Государство заморозило свою задолженность перед бизнесом по предоплатам, которые многие годы являлись скрытым источником наполнения бюджета, и к тому же, по сути, обязало бизнес платить налоги в том же размере, что и в прошлом году, несмотря на реальный результат работы», – говорит Чуфаров.
Особенно это задело предприятия с крупными переплатами и сезонными колебаниями финансовых результатов, продолжает он. «В январе мы не платили авансовые платежи, потому что по результатам девяти месяцев в прошлом году у нас был убыток. Первый аванс будет в феврале. Но я пока не знаю, с какими результатами мы закончим первый квартал. А платить уже нужно», – признает финансовый директор Каховского завода электросварочного оборудования Вадим Куркурин.
В Министерстве доходов и сборов утверждают, что им о случаях невозврата средств, как и об отказах в перерасчете, ничего не известно. «В соответствии с Налоговым кодексом, излишне уплаченные суммы налога на прибыль могут быть зачислены в уплату начисленных обязательств по этому налогу, либо, по заявлениям плательщиков, возвращены на их счета. Если этого не происходит, налогоплательщики должны сообщить о таких случаях в министерство», – говорится в ответе пресс-службы МДС.
Екатерина Сыченко