В связи с масштабной антитеррористической операцией на Востоке Украины многие субъекты, оказывающие благотворительную помощь в денежной или материальной форме, столкнулись с вопросом порядка налогообложения такой помощи. Причем налог согласно требованиям законодательства следует платить дважды: и благотворителю, и получателю блага.
Верховная Рада Украины 2 сентября 2014 года приняла Закон №1668-VII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения благотворительной помощи». Закон №1668-VII подписан Президентом 24 сентября 2014 года.
Рассмотрим особенности учета и налогообложения благотворительной помощи военным в период проведения АТО.
Право на расходы для предприятий-благотворителей
На данный момент Налоговый кодекс Украины предусматривает право предприятия отнести на расходы помощь (денежные или имущественные взносы в пользу благотворительных организаций) в пределах 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года предприятия. Право на расходы возникает у налогоплательщика по дате фактического перечисления или передачи помощи (пп. «а» п.138.10.6, п. 138.5.3 НКУ).
Однако помощь участникам боевых действий субъекты хозяйствования оказывают чаще всего непосредственно: сами приобретают каски и бронежилеты для военных, лекарства, продукты питания – и организовывают их передачу воинским частям своими силами или через волонтеров. Часто помощь выглядит как суммы денежных средств, перечисленных на личные банковские счета или карты волонтеров. Стоимость материальных ценностей, суммы денежных средств, которые передаются в качестве благотворительной помощи, могут быть значительные.
С принятием Закона №1668 благотворители получают право на расходы. Раздел 4 раздела XX "Переходные положения" НКУ дополнен пунктом 33 следующего содержания:
«Временно, на период проведения антитеррористической операции, к прочим расходам обычной деятельности без ограничений, предусмотренных подпунктом" а "подпункта 138.10.6 пункта 138.10 статьи 138 настоящего Кодекса, включаются суммы средств или стоимость специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения, а также других товаров, выполненных работ, предоставленных услуг согласно перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины, добровольно перечисленные (переданные) Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины, Службе безопасности Украины, Службе внешней разведки Украины, Государственной пограничной службе Украины, Министерству внутренних дел Украины, Управлению государственной охраны Украины, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, другим образованным в соответствии с законами Украины военным формированием, их соединением, воинским частям, подразделениям, учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения проведения антитеррористической операции».
Предусматривается, что Закон №1668 вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, однако его действие будет распространяться на правоотношения, возникшие с 21 ноября 2013 года.
Означает ли это, что приобретение и передача помощи будет проходить без налоговых последствий для благотворителя? Отметим несколько важных моментов, которые следует учесть при покупке ценностей и передаче их на нужды армии.
Момент №1. НДС. В нормативном акте речь идет только о расходах, то есть уменьшении объекта налогообложения налогом на прибыль. Что касается налога на добавленную стоимость, право на налоговый кредит по НДС при приобретении материальных ценностей для передачи участникам боевых действий у субъекта хозяйствования отсутствует.
Однако налоговые обязательства по НДС согласно п. 197.1.15 ст. 197 НКУ субъектом хозяйствования не начисляются только в случае предоставления благотворительной помощи, в частности бесплатной передачи товаров/услуг благотворительным организациям, образованным и зарегистрированным в соответствии с законодательством. Под льготу в виде освобождения от налогообложения НДС подпадает также предоставление такой помощи благотворительными организациями приобретателям (субъектам) благотворительной помощи.
Под бесплатной передачей (поставкой) следует понимать поставку товаров/услуг благотворительным организациям и приобретателям благотворительной помощи без любой денежной, материальной или других видов компенсации. В случае несоблюдения условий, определенных этим подпунктом, такие операции облагаются налогом на общих основаниях.
Таким образом, если права на налоговый кредит при приобретении продуктов, лекарств и средств индивидуальной защиты у субъектов нет, то безоплатная передача этих ценностей напрямую приобретателю помощи (подразделениям вооруженных сил или отдельным частным лицам), кроме прочего, влечет за собой обязанность начисления налоговых обязательств по НДС исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии со ст. 188 НКУ, поскольку операция по передаче – пусть и безоплатной – является поставкой товаров в соответствии с п. 14.1.185 ст. 14 НКУ.
Момент №2. Признание дохода. В свое время в Обобщающей налоговой консультации относительно порядка определения доходов и расходов по операциям по безоплатной передаче товаров (работ, услуг), утвержденной приказом ГНС Украины от 5 июля 2012 №581, налоговые органы сделали вывод, что независимо от статуса получателя бесплатно предоставляемых товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан признать доход от их реализации исходя из обычной цены. Однако на данный момент, по нашему мнению, доходы при передаче товарно-материальных ценностей в качестве благотворительной помощи участникам боевых действий в период проведения АТО признавать не требуется, так как изменилось налоговое законодательство в сфере обычных цен. Пункт 153.2 ст. 153 НКУ теперь отсылает к нормам ст. 39 НКУ о контролируемых операциях, и поэтому к налогоплательщику больше нет требования отражения дохода от бесплатно переданных ценностей исходя из обычных цен.
Момент №3. Подтверждающие документы. При передаче денег или материальных ценностей субъект хозяйствования (благотворитель) должен позаботиться об оформлении соответствующих документов, которые позволят подтвердить целевое назначение помощи. По материальным ценностям подтверждающими документами могут быть накладные или акты приема-передачи средств индивидуальной защиты, продуктов и лекарств, которые подписаны представителем (уполномоченным лицом) воинской части, военного формирования, соответствующего подразделения, учреждения или организации для нужд АТО.
Относительно денежных средств, в том числе перечисленных на личные банковские счета волонтеров, для бухгалтерской отчетности потребуются расписки граждан, получивших денежную помощь, с их идентификацией (фамилия, имя, отчество, индивидуальный налоговый номер). Если средства собирал волонтер, желательно прикрепить к пакету документов его письменное обращение (ходатайство) с просьбой предоставить помощь на определенные нужды участников боевых действий. На основании письма (ходатайства) руководитель предприятия издает распоряжение об обеспечении помощи.
Рекомендуем также запросить копии документов, подтверждающих расходование средств именно на оговоренные в письме-ходатайстве цели.
Момент №4. Бухгалтерский учет. Основанием для отражения благотворительных пожертвований в составе расходов в бухучете является п.5 П(с)БУ 16 «Расходы», согласно которому расходы отражаются в бухгалтерском учете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств. Благотворительная помощь, предоставленная субъектом хозяйствования, включается им в прочие расходы с соответствующим начислением по счету 977 «Прочие расходы от обычной деятельности» в корреспонденции со счетом 685 «Расчеты с прочими кредиторами».
Пример отражения в бухучете благотворительной помощи участникам боевых действий в АТО