Украинские власти неоднократно озвучивали идею о том, что необходимо "вскрыть" все доходы и активы населения. Как те, которые находятся на территории Украины, так и за ее пределами.
Цель этой задумки нетривиальна: пополнить государственный бюджет за счет увеличения налоговых поступлений, а также усилить контроль финансового состояния граждан с помощью непрямых методов.
Иными словами, определять реальные доходы посредством отслеживания затрат.
Правда, если в прошлые годы подобная инициатива не находила в Кабинете министров и Верховной Раде должной поддержки, то теперь, когда в Украине развернулась активная разработка по внедрению стратегии деофшоризации (речь об имплементации рекомендаций плана BEPS), механизм "нулевого" декларирования оказался украинским реформаторов на руку.
Причем, по мнению представителей парламентского комитета по налогам и таможенной политики, одно без другого невозможно, ведь пресечь отток капитала из нашей страны можно лишь при условии, если понятно, где и в каком размере этот капитал находится.
Хотя концепция "нулевого" декларирования не является нашей новацией, предложенный способ ее реализации в Украине будет изрядно хромать.
Открыть без страха
Процедуру "обнажения" сокрытых доходов и активов предлагается провести в два этапа.
На первом этапе, который продлится до конца 2016 года, физлица-налогоплательщики смогут подать разовую декларацию, в которой будут отражены данные о движимом и недвижимом имуществе, о финансовых и прочих активах, о доходах. В том числе тех, с которых не уплачены налоги и сборы.
В случае неподачи разовой декларации будет считаться, что физлицо владеет недвижимостью, транспортными средствами, которые зарегистрированы согласно требованиям законодательства, а также наличными средствами, сумма которых не превышает 750 минимальных зарплат — эквивалент 1 млн грн.
Остальным налогоплательщикам, которые решились "открыть" свои активы, придется заплатить с них подоходный налог. Ставки пока обсуждаются, но предварительно с имеющихся у физлица наличных средств и средств на банковских счетах за пределами нашей страны придется заплатить 10%, равно как с других зарубежных активов.
Ставка налога для активов, находящихся и зарегистрированных на территории Украины, предположительно будет вдвое ниже, на уровне 5%.
В качестве бонуса за честность налогоплательщиков, подавших декларацию, обещают освободить от обязанности предоставлять информацию об источниках доходов, не штрафовать за нарушение налогового и валютного законодательства, в том числе, не открывать уголовное производство за уклонение от уплаты налогов, не разглашать данные, указанные в декларациях.
Старт второго этапа назначен на 2017 год.
С этого момента фискальные органы, основываясь на полученной в ходе декларирования информации, начнут применять непрямые методы контроля расходов и доходов.
На первых порах эти меры коснутся физлиц, на которых распространяется действие Закона "О предотвращении коррупции". В частности, речь идет о госслужащих, должностных лицах органов местного самоуправления, народных депутатах, представителях СБУ, НАБУ, Национальной полиции.
Суть косвенного контроля заключается в том, что в случае превышения расходов над доходами физлица, в том числе, и теми, которые выявлены за счет "нулевого" декларирования, налогооблагаемый доход будет увеличиваться на сумму такого превышения и облагаться НДФЛ по стандартной ставке — 18%.
Впрочем, у налогоплательщика останется право документально подтвердить активы, за счет которых были понесены расходы, и аргументировать, почему с них не следует уплачивать налоги.
Потайной выход
Хотя все запланированные изменения находятся на этапе обсуждения и задокументированы в форме концепции, эффективность их применения уже вызывает вопросы.
Прежде всего, неясно, как будут контролироваться финансовые потоки налогоплательщиков, если ни у Государственной фискальной службы, ни у Нацбанка, ни даже у Государственной службы финмониторинга нет действенного инструментария для этих целей.
Хороший пример — кампания по раскрытию конечных бенифициаров, которая столкнулась в Украине с большими сложностями.
Это же касается и налоговой амнистии для бизнеса, которая проходила в 2014-2015 годах. Субъектам хозяйственной деятельности предложили добровольно уточнить свои налоговые обязательства и уплатить лишь 5% от согласованных сумм.
Однако результаты амнистии оказались, мягко говоря, далеко не такими положительными, как предполагали в правительстве. Поэтому есть риск, что с очередным "обнулением" Кабмин и АП тоже не особо преуспеют, и добровольно на декларирование мало кто решится.
Непрямые методы контроля — тоже палка о двух концах.
С одной стороны, если отслеживаемая разница между доходами и расходами будет слишком велика, применение этого инструмента станет возможным лишь для ограниченной группы налогоплательщиков.
С другой стороны, попытка расширить контроль на небольшие траты приведет к обратному эффекту: доходы и активы будут маскироваться с еще большей тщательностью.
Начать сначала
Ключевой риск "нулевого" декларирования в том, что негативных последствий избежать не удастся. Даже если на законодательном уровне санкции применяться не будут, в распоряжении контролирующих органов окажется мощный информационный ресурс, который позволит оказывать давление на налогоплательщиков, проводить выборочные проверки, применять необоснованные санкции.
Без кадровой реорганизации налоговых органов, которая уже не раз анонсировалась, без смещения в работе ГФС акцентов с выполнения плановых показателей на сервисную составляющую, на декриминализацию налоговой милиции и упрощение процедур уплаты налогов любая попытка по декларированию и "очищению" доходов будет обречена на провал.
Это означает, что начинать нужно с главного — полноформатной налоговой реформы, частью которой и могут стать "нулевое" декларирование и деофшоризация. Иначе предложенные поправки в Налоговый кодекс вновь окажутся формальностью, применить которую в реальной жизни попросту не получится.
Новости по теме:
Нулевое декларирование: кто, за что и сколько заплатит (инфографика);
ГФС предложила пошаговую стратегию внедрения рекомендаций BEPS;