Кто «жонглирует» цифрами банковской статистики?
В последнее время среднестатистический житель Украины все чаще интересуется результатами деятельности украинских банков, пытаясь понять: стоит ли в них хранить свои сбережения. И здесь его часто подстерегают неожиданности. В частности, даже поверхностный сравнительный анализ данных о финотчетности банков, обнародованных на сайте Ассоциации украинских банков (АУБ) и Национальным банком Украины (НБУ), вызывает недоумение. Расхождение по некоторым позициям достигает 20% и более. Возникает закономерный вопрос: почему это происходит? Ведь данные с обоих сайтов активно используются, поэтому подача неполной информации искажает реальную ситуацию, что приводит к принятию неправильных решений.
Рост депозитов физлиц как признак стабильности
Согласно данным, приведенным на сайте Национального банка, на 1 апреля 2012 года население держало в украинских банках 327 млрд грн в эквиваленте в гривне и иностранных валютах (доллар, евро, рубль). Всего за 3 месяца, по данным регулятора, прирост депозитов физлиц в банковской системе составил почти 20 млрд грн или 6,4%. В январе-феврале текущего года НБУ бодро рапортовал о приросте депозитов на 7 млрд грн. В марте темпы роста слегка снизились — население принесло в банки всего 5,2 млрд грн. На фоне стабильного курса доллара все это должно свидетельствовать о стабильности банковской системы.
Однако несколько дней назад на сайте Ассоциации украинских банков появились данные о депозитах физлиц в разрезе по банкам состоянием на 1 апреля 2012 года. И вот здесь уже любопытных ждал сюрприз. Так, по данным АУБ, общая сумма депозитов по банкам, предоставившим ей отчетность, составила лишь 266 млрд грн, что на 61 млрд грн или 18,7% меньше цифры, указанной НБУ. Более того, если регулятор показал рост на 5,2 млрд грн, то, по данным АУБ, депозиты в украинских банках уменьшились на 2,5 млрд грн, то есть произошел не рост, а снижение.
Отметим, что на 1 марта 2012 года НБУ и АУБ показали рост депозитов за февраль на 7 млрд грн и 7,5 млрд грн соответственно. Таким образом, общая сумма отличалась, но направление и величина изменения совпали. А по состоянию на 1 февраля 2012 года совпало лишь направление изменения — депозиты выросли как у НБУ, так и у АУБ. А вот цифры опять разбежались: по данным Нацбанка, рост в системе составил почти 7,4 млрд грн, тогда как по данным АУБ — лишь 1,8 млрд грн.
Можно ли доверять данным Ассоциации украинских банков?
Отчетность украинских банков в разрезе по каждому банку на сайте АУБ подается ежемесячно, тогда какНациональный банк обнародует их лишь раз в квартал. Ассоциация уже разместила данные на 1 апреля 2012, а на сайте НБУ пока «красуются» только данные на 1 января текущего года. Поэтому логично, что многие аналитики используют данные АУБ для анализа происходящего в банковской системе.
Рассмотрим таблицу «Депозиты физических лиц» АУБ состоянием на 1.01.2012 года. Как видим, в ней отсутствуют данные по нескольким украинским банкам. В частности, из первой группы наибольших банков в ней нет данных по «Укрэксимбанку», «Райффайзен банку Аваль», «Укрсиббанку» и банку «Надра». Из второй группы больших банков отсутствуют данные «Эрсте», «Юникредит» (данные по второму банку этой группы — «Укрсоцбанку» — на 1.01.12 присутствуют), «Универсалбанк», «Ситибанк Украина» и «БТА банк» (в таблице на 1.02.12 по «БТА банку» данные уже появились).
Согласно данным, размещенным на сайте НБУ, средства физлиц в 9 вышеупомянутых банках в сумме составляют почти 48 млрд грн.
Стоит отметить, что в таблице депозитов физических лиц АУБ на 1.01.12 приводятся данные лишь по 143 банкам, тогда как в таблице НБУ — по всем 175 действовавшим на тот момент. О 9 из 32 отсутствующих банках сказано выше. Остальные 23 относятся к третьей и четвертой группам банков — средним и малым.
Таким образом, становится понятной природа расхождений между данными двух организаций. Но тогда возникает другой вопрос — стоит ли относиться серьезно к данным, приводимым АУБ на своем сайте? Очевидно, они могут быть использованы лишь для анализа по одному отдельно взятому банку. Ситуацию в целом по стране они искажают.
Действительно ли выросли ЗВР Нацбанка?
В апреле представители Нацбанка заявили, что в течение месяца НБУ увеличил свои резервы более чем на $300 млн. Поскольку последним днем, когда НБУ официально объявлял о своей интервенции на межбанковском валютном рынке, было 17 января текущего года, и после этого регулятор «открыто» не выходил на «межбанк». Возникает закономерный вопрос: как ему удалось это сделать?
Стоит вспомнить о том, что в 2011 году, как свидетельствуют данные на сайте регулятора, НБУ активно покупал не столько доллары, с которыми на рынке был дефицит, сколько другие валюты 1-й группы классификатора валют: евро, английские фунты, швейцарские франки, австралийские доллары. За первые 3 месяца 2012 года Нацбанку не удалось купить на «межбанке» ни одного доллара, зато он ежемесячно покупал евро, а в феврале — еще и австралийские доллары. Причем покупки обычно приходились на те дни, когда в мире та или иная валюта резко падала.
Предположим, что в апреле эта практика была продолжена. А в связи с постоянным уменьшением ЗВР возникла необходимость увеличить темпы выкупа евро и прочих валют. Если взглянуть на график движения валют, видим, что со 2 по 5 апреля евро, фунт, швейцарский франк и австралийский доллар снижались, следовательно, одной из этих валют (либо — несколькими одновременно) Нацбанк и пополнил свои резервы.
Падает ли спрос на валюту?
Стабильность курса доллара приводит к снижению спроса на валюту. Такое мнение не устают декларировать представители Центробанка Украины. В начале апреля директор генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова сообщила, что спрос на наличную валюту со стороны населения в феврале-марте упал в 4 раза к аналогичному периоду 2011 года. Так ли это? Обратимся к данным по покупке-продаже валюты, которые ежемесячно публикуются на сайте НБУ в разделе «Основные тенденции валютного рынка Украины».
За февраль-март 2012 года отрицательное сальдо покупки-продажи валюты населению (превышение продажи банками над покупкой) составило $917 млн, тогда как в феврале-марте 2011 года — $2,4 млрд, то есть снижение чистого спроса действительно произошло. Но не в 4, а в 2,6 раза, что тоже неплохо. Если же сравнить данные за февраль-март 2012 года (почти $3,2 млрд) и соответствующий период 2011 года (почти $5,3 млрд), видим, что снижение составило лишь 1,7 раза. Получается, что заявление о снижении спроса на валюту со стороны населения в 4 раза отражает скорее пожелания руководства Нацбанка, чем реальную ситуацию.
Гривна здесь не причем
Анализ цифр, публикуемых в открытых источниках, прежде всего, на сайте Национального банка, порой может сказать очень много. Например, несмотря на заявления некоторых аналитиков, что спрос на валюту падает, мы видим, что начиная с августа 2008 года, не было ни одного месяца, когда банки купили валюты больше, чем продали. Да, спрос реально падает в последние полгода, но можно ли считать это успехом? Как известно, рост ВВП в I кв. 2012 года замедлился до 1,8% по сравнению с 4,7% в IV кв. 2011 года. Это свидетельствует о том, что экономика Украины стремительно охлаждается, поэтому и снижается спрос на валюту.
Падение доходов населения, снижение уровня жизни — вот реальные причины снижения спроса населения на валюту, а отнюдь не повышение доверия к гривне. Как видим, повода для радости нет. Ведь в результате растет дефицит бюджета, и страна вынуждена идти «с протянутой рукой» к различным международным организациям.
Егор Зеленский