С начала года вступил в силу Закон о реформировании общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда. Законопроект предполагает снижение ставок единого социального взноса (ЕСВ) для компаний, которые выведут зарплаты из тени. Эксперты сомневаются, что детенизация будет масштабной.
Верховная Рада в ночь с воскресенья на понедельник, 29 декабря, приняла во втором чтении законопроект №1573 «О реформировании общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда». В один из последующих дней он был подписан президентом.
Премьер-министр Арсений Яценюк рассчитывает на понимание со стороны украинского бизнеса: «Государство пошло на беспрецедентный шаг по существенному и радикальному снижению единого социального взноса и надеется, что бизнес примет наше предложение и начнет легализацию заработных плат. Ведь сегодня выплата заработной платы в конвертах означает, что завтра человек будет жить на минимальную пенсию, а не на ту, которую он фактически заработал».
В то же время, нормы принятого закона настолько революционны, что, по мнению премьера, несут определенные риски и могут быть в дальнейшем пересмотрены, если у наших кредиторов — международных финансовых организаций возникнут вопросы.
Ко второму чтению законопроект был значительно доработан. При этом, в процессе острых дискуссий с членами правительства и парламентских баталий, учтены некоторые из наиболее существенных поправок профильного комитета Верховной Рады. Напомним, что в первом чтении законопроект предусматривал поэтапное снижение единого социального взноса на сумму зарплаты свыше двух минимальных зарплат (2 436 тысяч гривен): до 25% — в 2015 году, до 20% — в 2016 году и до 15% — в 2017 году.
По словам Андрея Журжия, первого заместителя председателя комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, изначально предложенный правительством законопроект однозначно не привел бы к легализации заработной платы. «Снижение единого социального взноса до 25% в 2015 году означает, что, в среднем начисления на заработную плату в виде ЕСВ составили бы 33-34%, учитывая, что на суммы в размере двух минимальных зарплат предполагалось оставить начисления на уровне 41%, — объясняет народный депутат. — Если же добавить к этому как минимум 15% налога на доходы физических лиц и 1,5% военного сбора, суммарная нагрузка на фонд заработной платы оставалась бы на довольно высоком уровне: 47-48%».
Однако, коалиционным соглашением предусмотрено кардинальное снижение ЕСВ для компаний, которые существенно повысят официальную зарплату своим сотрудникам — то есть, по сути, выведут зарплаты из тени, хотя бы частично. Если точнее, то в итоговом документе установлены следующие условия для начисления ЕСВ предприятиями-налогоплательщиками с понижающими коэффициентами:
— общая база начисления ЕСВ за отчетный месяц в 2,5 раза и более превышает среднемесячную базу начисления за 2014 г., то применяется понижающий коэффициент 0,4 (или 16,4% от начисленной зарплаты). В случае, если не превышает, то плательщик определяет его путем деления средней базы начисления ЕСВ за 2014 г. на общую базу начисления ЕСВ за соответствующий месяц 2015 г. При этом, коэффициент не может быть меньше 0,4;
— средняя заработная плата на предприятии плательщика увеличилась минимум на 30% по сравнению с 2014 г.;
— средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента составит не менее 700 грн.;
— средняя заработная плата на предприятии составит не меньше трех минимальных зарплат (т.е. 3654 грн. в месяц).
Если предприятия выполняют три последних условия, то используют понижающий коэффициент для начисления ЕСВ. В случае же выполнения всех условий начинают платить ЕСВ в размере 16,4%. Все остальные предприятия, не отвечающие перечисленным условиям, продолжают начисления и выплаты ЕСВ по действующей в настоящее время норме, то есть 41% от начисленной зарплаты.
Для компаний, выполнивших эти условия, с 1 января 2016 года при начислении заработной платы ставка единого взноса применяется с понижающим коэффициентом 0,6. Какова ставка будет с 2017 г., в документе в явном виде не говорится, и на эту тему уже начались дискуссии — она по-прежнему будет с коэффициентом 0,6 или полная.
Кроме того, планируется объединить Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, что по оценкам правительства, даст возможность сократить годовую сумму административных расходов на 600 млн. грн.
Предусмотрено и увеличение штрафов за нарушения, связанные с порядком начисления ЕСВ, предоставлением соответствующей отчетности и несвоевременной уплатой (за это нарушение — с 10% до 20%). Расширены финансовые санкции в отношении предпринимателей и должностных лиц за нарушения в сфере трудового законодательства. В общем, внесены определенные изменения в законодательство об оплате труда, административное и уголовное законодательства, которые будут способствовать легализации заработной платы и занятости.
Смогут ли все перечисленные нововведения вывести из теневого сектора экономики какую-то часть из годового объема в 200 млрд. грн. нелегальной зарплаты? Смогут ли уменьшить дефицит Пенсионного фонда в 90 млрд. грн.? То, что нагрузку на фонд заработной платы нужно было снижать — факт неоспоримый. Но, наивно полагать, что как только уменьшится ЕСВ, все сразу выйдут из тени.
«Мы уже имеем печальный опыт попыток реформирования налогообложения заработной платы и в таких условиях, конечно, приходится преодолевать некоторую инерционность, — напоминает Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра им. Разумкова. — В общем-то, снижение ЕСВ само по себе не означает, что имеющиеся ресурсы предприятий будут направлены на увеличение зарплат, причем «белых», что даст возможность повысить открытость экономики и увеличить перечисления в госбюджет».
По мнению эксперта, главное — предприятия действительно должны почувствовать, что намерение правительства по снижению налогового давления – это всерьез и надолго. «Предусмотренные правительством акции относительно фонда ЗП и ставок налогообложения доходов физлиц пока не дают предприятиям ясного и понятного сигнала о том, что будет происходить в дальнейшем. Более того, целый ряд других показателей, представленных в пакете, указывают на то, что общий пресс налогового давления существенно не снижается. Поэтому здесь налицо противоречие. Я не знаю, как законодатели будут его преодолевать», — говорит Юрчишин.
Само по себе снижение налогового давления на заработную плату в условиях убыточности многих бизнесов, когда многие предприниматели режут даже «черную» зарплату, чтобы минимизировать убытки, вряд ли будет иметь эффект в 2015 году как в плане легализации зарплат, так и в плане увеличения налоговых поступлений в бюджет. «Ожидания правительства от поступлений в виде ЕСВ и налога на доходы физлиц слишком оптимистичны», — считает Александр Жолудь, старший аналитик Международного центра перспективных исследований. — Особенно учитывая рецессию, которую мы имели в прошлом году, и которая продолжится в нынешнем».
Кроме того, целый ряд инициатив правительства настораживают экспертов. «Я не вижу таких явных инструментов не фискального давления, а фискального стимулирования, по крайней мере, в контексте поданных правительством основных «налоговых» инициатив», — говорит Василий Юрчишин.
Очевидно, это только первые шаги правительства на подступах к реформам. Скорее всего — это пока даже не реформы, а austerity measures, то есть меры жесткой финансовой политики. Необходимы дальнейшие комплексные и системные действия, в том числе, в сфере законодательства. При этом их вектор должен быть направлен в сторону дерегуляции, снижения налогового пресса и других новаций, понятных для бизнеса. Но и таких мер недостаточно. Главное — восстановление доверия бизнеса к власти.
В каждой стране установлены свои «правила», своя культура и свои нормы налогообложения доходов граждан и их зарплат. Во многих высокоразвитых европейских странах (Германия, Франция, Австрия, Швеция, Бельгия) они довольно высокие и составляют от 42% до 56%. Но, во-первых, в этих странах высокие пенсии, пособия по безработице, предусмотрены страховки и прочие выплаты. Во-вторых, все-таки основная налоговая нагрузка ложится на людей с доходом выше среднего уровня, небогатые же граждане платят минимальные налоги.
Ну и главное, что в этих странах собранные в бюджет и государственные фонды деньги расходуются по назначению. По мнению многих же украинцев, налоги и сборы уходят в «никуда» и человек зачастую остается в старости или в болезни наедине со своими проблемами и со скудными социальными выплатами.