Еще год назад никто бы и не подумал, что пройдет совсем немного времени – и население Украины окажется в плену психологического дисбаланса, спровоцированного реальными военными действиями. Если бы тогда кто-нибудь вскользь проронил фразу о том, что через год многие руководители всерьез задумаются, как снять эмоциональный прессинг, который прошелся по судьбам многих моих соотечественников, я бы оставил эту реплику без особого внимания.
На сегодняшний момент в Украине не осталось ни одного бизнеса, который бы в той или иной степени не пострадал от военной ситуации. Наиболее уязвимыми перед лицом гибридной войны оказались люди. Человеческий капитал страдает в первую очередь, если сталкивается с фактами, идущими вразрез с причинно-следственными связями. Дополнительную сумятицу в умах персонала генерирует неясность в отношении временного контекста: всех тревожит единственный вопрос – когда все это прекратится.
О психологическом состоянии тех граждан Украины, которые волей судьбы оказались в эпицентре происходящего либо же попали туда во исполнение гражданского долга, говорить не приходится. Даже если этот кошмар закончится завтра, выводить их из состояния душевного стресса и эмоциональной нестабильности нужно будет еще долго.
Топ-менеджмент до последнего должен оберегать свой основной капитал – людей – от перипетий нашего времени, обеспечивать условную стабильность их трудоустройства и поддерживать в них уверенность в завтрашнем дне
К сожалению, тех людей, которые напрямую не попали под удар войны, гораздо больше. Все они в той или иной степени подвержены депрессии и требуют особого отношения, в том числе и со стороны их непосредственных работодателей. Зигмунд Фрейд однажды сказал, что «депрессия – это замороженный страх». Отсюда ясны причины излишней эмоциональной напряженности на уровне персонала любой компании. Такие сотрудники находятся в подвешенном состоянии, боятся непредвиденных изменений, страдают от бессилия и невозможности повлиять на ход событий, и, как результат, являются крайне демотивированными, сбитыми с толку и малопродуктивными для целей бизнеса.
Естественно, что кардинально изменить их состояние у нас не получится. Только нормализация обстановки и время являются проверенными и наиболее действенными средствами. Тем не менее, я хочу дать несколько советов тем руководителям, кто стремится облегчить их участь или иным способом поддержать свой персонал в трудное время. Такие действия и меры не принесут никакого вреда для межличностных отношений внутри компании. Скорее, наоборот, они доказали свою эффективность на практике.
Итак.
1. Любую эмоцию со знаком «–» можно погасить при помощи равноценной эмоции со знаком «+». Немаловажно помнить, что такой контрудар должен сопрягаться с определенными усилиями и положительным настроем со стороны самих сотрудников. То есть речь не идет о благе, упавшем на голову, как кусок сыра на ворону, а о каких-то действиях или шагах, реализация которых приносит моральное удовлетворение.
Например, можно инициировать проект, который является новым, многоступенчатым, и выходит за рамки привычного функционала. Или организовать корпоративное мероприятие, где сотрудникам будет предложено поучаствовать в рафтинге или подняться на вершину горы. Суть такого упражнения заключается в том, чтобы глубокой вовлеченностью или приятной усталостью «забыть» негативные воспоминания либо тревожные мысли.
Естественно, терапевтический эффект такого шага не будет длиться вечно – рано или поздно его действие закончится. Но, поступая таким образом, вы, возможно, вытащите одних сотрудников из эмоционального кризиса или не допустите попадания других в такую психологическую яму.
Тон коммуникации должен быть сдержанным, без оценочных суждений, и основанным на фактах. При выборе канала коммуникации важно руководствоваться такими критериями, как скорость, эффективность и применимость. Следует помнить, что объем коммуникации должен быть умеренным, а ее подача – своевременной
2. Теорема айсберга гласит: «Семь восьмых чего бы то ни было невозможно увидеть». Так это при хорошем освещении и нормальном зрении. Представьте себе, что творится в головах ваших сотрудников из-за информационного шабаша, который имеет место сейчас.
В основе передачи любой информации лежит система коммуникаций, которую необходимо тщательно проаудировать и откорректировать на корпоративном уровне. По моему глубокому убеждению, осведомленность и информированность сотрудников зависят от зрелости и сбалансированности их руководителей. Если бы топ-менеджмент многих градообразующих предприятий Юго-Востока Украины в свое время продемонстрировал более профессиональный подход к выстраиванию правильной коммуникации со своим персоналом, ситуация в стране могла бы быть совершенно иной. В такой период очень важно не только иметь свою позицию, но и уметь донести ее до людей.
Тон коммуникации должен быть сдержанным, без оценочных суждений, и основанным на фактах. При выборе канала коммуникации важно руководствоваться такими критериями, как скорость, эффективность и применимость. Следует помнить, что объем коммуникации должен быть умеренным, а ее подача – своевременной. При передаче любой информации важно сконцентрироваться на таких ключевых направлениях, как безопасность сотрудников, непрерывность бизнеса и сохранение рабочих мест.
3. В часы эмоциональной нестабильности персонала на первый план выходят линейные менеджеры. То есть те управленцы, которые напрямую взаимодействуют с людьми, их бедами, радостями, тревогами и сомнениями. Именно от их понимания ситуации, такта в общении, умения управлять персоналом и способности минимизировать риски при возникновении критических или кризисных явлений во многом зависит успех всего бизнеса.
Нужно помнить, что такие клише, как «войти в ситуацию», «пойти навстречу», «протянуть руку помощи» – это не просто привычные фразеологические обороты, а те реальные шаги, которые, возможно, обезопасят кого-то из сотрудников от последней капли, переполняющей чашу терпения. Меньше разговоров – больше дел, меньше категоричности – больше терпения, меньше нравоучений – больше коучинга. Как правило, это работает, и воздастся сторицей уже в самом ближайшем будущем.
От имени работодателя важно предоставить гарантии своим сотрудникам в том, что возможная экономия или оптимизация расходов, связанная с политико-экономической ситуацией в стране, не будет в первую очередь проводиться за счет сокращения персонала или реструктуризации
4. Когда человек эмоционально неуравновешен, его настигает дисбаланс в семье, а на голову падает кризис на улице, то единственное место для спасения – это работа. Многие прячутся за ней, как за ширмой, стараясь уйти от реальности. Для некоторых такое поведение оправдано с точки зрения лечебного эффекта. Для других – это самообман, который не приносит результата ни сотруднику, ни компании.
Поэтому от имени работодателя важно предоставить гарантии своим сотрудникам в том, что возможная экономия или оптимизация расходов, связанная с политико-экономической ситуацией в стране, не будет в первую очередь проводиться за счет сокращения персонала или реструктуризации. Иными словами, топ-менеджмент до последнего должен оберегать свой основной капитал – людей – от перипетий нашего времени, обеспечивать условную стабильность их трудоустройства и поддерживать в них уверенность в завтрашнем дне.
Несомненно, такая вовлеченность в интересы друг друга и взаимные обязательства сторон помогают сообща «выруливать» из самых сложных ситуаций.