“Достаточно сложно бороться с теневым бизнесом, который по разным оценкам доходит до 50%. Практика показывает, что запретами любые вопросы решить достаточно сложно. Выход один – искать варианты расширения базы налогообложения. Поэтому, снижение ставки единого социального взноса до 15%, без сомнения, положительно отразится на вопросе легализации заработных плат в Украине. Но при условии, что будет продолжена политика либерализации взаимоотношений бизнеса и фискальных органов”, – отметил он.
Вместе с этим, эксперт констатирует, что запуск такого механизма может дать эффект не сразу, поскольку система должна “прижиться” в умах предпринимателей и дать возможность мотивировать их не платить зарплату “в конвертах”.
Заика добавил, что в условиях снижения инфляции до нулевого уровня постепенное снижение налогового давления на фонд оплаты труда даст возможность стимулировать потребительский спрос и хоть незначительно повлиять на производителей, которые ждут дополнительных инвестиций.
“Следует также отметить, что упрощение процессов налогообложения и создание прозрачной системы ведет к улучшению привлекательности Украины для инвесторов, что задекларировано как один из основных вопросов правительственной программы”, – заметил финансист.
Кроме того, он призвал власти не откладывать вопрос прогрессивной шкалы налогообложения подоходного налога.
“Без сомнения, уплата налога с дохода в 1 млн. грн. и суммы в 2 тыс. грн. по одинаковой ставке есть социально несправедливо. Так называемые “мультимиллионеры” могут поделиться чуть больше своими доходами нежели те же бюджетники”, – подчеркнул Заика.
Напомним, ранее в Министерстве доходов и сборов решили не отказываться от идеи либерализации законодательства и подготовили новые изменения в Налоговый кодекс и закон “О сборе и учете единого социального взноса на общеобязательное государственное соцстрахование”.
В феврале первый вице-премьер-министр Сергей Арбузов заявил, что правительство планирует снизить ставку единого социального взноса до 15%. На данный момент его ставка составляет от 34,7% до 49,7% в зависимости от класса профессионального риска производства.