• Посилання скопійовано

Фактична перевірка: за недопущення посадових осіб — адмінарешт

У разі недопущення посадових осіб до фактичної перевірки має складатися акт відмови у допуску, а не акт відмови у проведенні документальної перевірки

Фактична перевірка: за недопущення посадових осіб — адмінарешт

Согласно п. 75.1 НКУ, контролирующие органы проводят камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные), фактические проверки. Условия и порядок допуска должностных лиц контролирующего органа предусмотрены для документальных выездных и фактических проверок (ст. 81 НКУ).

Что касается админареста имущества (условного или полного), то согласно пп. 94.2.3 НКУ он применяется, если налогоплательщик отказывается от проведения документальной проверки при наличии законных оснований для ее проведения или от допуска должностных лиц контролирующего органа.

Может ли применяться админарест, если хозсубъект отказался от проведения фактической проверки из-за отсутствия руководителя предприятия на месте (при условии, что приказ и направление на проверку были вручены соответствующим образом)?

Во-первых, все будет зависеть от того, каким именно документом оформлен такой недопуск: актом недопуска должностных лиц налогового органа к проверке или актом отказа в проведении документальной проверки.

Во-вторых, процедура (не)допуска должностных лиц касается как документальной выездной, так и фактической проверки. Поэтому в случае недопуска должностных лиц к фактической проверке должен составляться именно акт отказа в допуске (п. 81.2 НКУ), а не акт отказа в проведении документальной проверки.

Однако в пп. 94.2.3 НКУ не указано, что они касаются всех видов проверок (речь идет только документальных) или всех случаев недопуска должностных лиц.

Суд первой инстанции отметил, что фиксирование факта отказа от проведения фактической проверки, а не от проведения документальной проверки или отказа от допуска должностных лиц органа налоговой службы, не может служить основанием для применения админареста активов налогоплательщика.

В то же время апелляционная и кассационная инстанция сделали противоположный вывод. В частности:

1) анализируя нормы НКУ, суд считает, что понятия «отказ от проведения проверки» и «отказ от допуска к проведению проверки» имеют самостоятельное правовое содержание, поэтому должны рассматриваться как нетождественные понятия;

2) арест активов можно применить как при отказе от допуска к документальной проверке, так и при отказе от допуска к другому виду проверки, в частности к фактической проверке.

Поэтому поскольку был составлен акт именно недопуска должностных лиц к проведению фактической проверки (п. 81.2 НКУ), суд верно подтвердил обоснованность админареста из-за мотивации отсутствия директора.

В то же время суд обращает внимание еще на одно обстоятельство: ВАСУ поддерживает позицию товарищества об ошибочности выводов суда об отнесении фактической проверки к подвиду документальной. Однако эта ошибка никоим образом не влияет на правильность решения этого дела.

Наталия Канарева

Автор: «Дебет-Кредит»

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Контролюючі органи і перевірки»

  • Скільки часу може тривати планова перевірка ДПС?
    Тривалість планових перевірок ДПС не повинна перевищувати 30 р.дн. для великих платників податків, щодо суб’єктів малого підприємництва – 10 р.дн., інших платників податків – 20 р.дн.
    20.11.2024164
  • Що робити у разі арешту рахунку: поради Мінʼюсту
    У разі арешту рахунку передусім потрібно звернутися до банку, щоб дізнатися, у звʼязку з чим накладено арешт. Банк надасть реквізити виконавчого провадження. За цими даними слід вже звʼязатися з виконавчою службою
    20.11.20241 520
  • УВАГА! ДРС затвердила план комплексних перевірок на 2025 рік
    Незважаючи на те, що "воєнний" мораторій на планові перевірки контролюючих органів поки що діє, деяким з них вже дозволено проводити нагляд. Тому ДРС затвердила та оприлюднила наказ щодо комплексних перевірок на 2025 рік. Він налічує 32037 записів
    18.11.20246 9536
  • Мінімізація податкових ризиків: які заходи впроваджуються ДПС?
    ДПС запроваджує нову систему, яка допомагає мінімізувати податкові ризики, поєднуючи проактивні заходи, спрямовані на запобігання можливим податковим порушенням, та реактивні заходи, спрямовані на виправлення ситуації та запобігання її повторенню
    14.11.2024165
  • Ключові заходи ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року
    Ключовими заходами ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року є зміцнення доброчесності та боротьба з корупцією, підвищення рівня дотримання податкового законодавства, автоматизація роботи з боргами, міжнародна співпраця, цифровізація
    14.11.202460