• Посилання скопійовано

Верифікація Мінфіну: п'ять міфів про перевірку соцвиплат

Міністерство фінансів приступило до перевірки правильності нарахування та отримання соціальної допомоги. Що це означає?

Верифікація Мінфіну: п'ять міфів про перевірку соцвиплат

Во вторник, 1 марта, Министерство финансов презентовало принципы проведения верификации (проверки) социальных выплат. Минфин планирует проверить, кто, сколько и на каких основаниях получает регулярные выплаты от государства. Первыми под прицелом оказались вынужденные переселенцы, кроме них, изучат ситуацию с пенсионерами и получателями других соцпособий.

Внимание государства к этой сфере более чем объяснимо: суммарно на все социальные льготы и пособия направляется более 363 млрд грн - 16% ВВП Украины. При этом есть подозрения, что изрядная часть этих средств расходуется неэффективно или попросту расхищается. "Пилотный проект проверки получателей пособий вынужденным переселенцам, стартовавший в июле прошлого года, уже позволил выявить ряд злоупотреблений, - говорит заместитель министра финансов Роман Качур. - К примеру, на одном адресе в Константиновке зарегистрировано 10,5 тысяч получателей социальной помощи". По мнению министра финансов Наталки Яресько, проверка реципиентов соцвыплат только в 2016 году позволит сэкономить государству не менее 5 млрд грн. Роман Качур, не называя конкретных цифр, констатирует, что верификация соцпомощи, проводимая в развивающихся странах, сравнимых с Украиной по экономическому развитию, выявляла до 30-50% злоупотреблений при начислении и выплате социальной помощи. Проецируя эти данные на нашу страну, можно предположить, что объем нецелевого использования средств составляет 120-180 млрд грн ежегодно.

При этом вокруг намерения Минфина проверить правильность получения продолжается нагнетание паники и создается много мифов. Корреспондент ЛІГА.net  решил проверить наиболее резонансные опасения относительно предстоящей верификации социальных выплат.

Миф первый. Государство намерено сокращать соцрасходы

Социальные выплаты - защищенные статьи бюджета. По украинскому законодательству, урезать такие статьи правительство не имеет права, максимум - перераспределять средства между разными получателями. Поэтому фразу Наталки Яресько, что"верификация позволит сэкономить как минимум 5 млрд грн" не стоит понимать, что Кабмин просто сократит соцвыплаты на эту сумму. Сам Яресько уточняет, что цель проводимой проверки: повысить эффективность социальной помощи и адресность ее выплаты. С другой стороны, нельзя исключать, что если в ходе проверки будут выявлены хищения на десятки миллиардов гривень, в бюджете на будущий год социальные статьи расходов действительно сократятся.

Миф второй. Всем получателям придется посещать органы соцзащиты и заполнять дополнительные документы

Физическая проверка получателей соцпомощи де-факто уже проводилась. Причем в два этапа. Первый - когда вынужденные переселенцы и другие социально незащищенные граждане проходили регистрацию и перерегистрацию в органах соцзащиты в прошлом году. Второй - когда по настоянию Министерства финансов все выплаты переселенцам были переведены в Ощадбанк, и реципиентам пришлось лично оформлять открытие счетов в банке. "Деанонимизация получателей через оформление счетов в Ощадбанке позволила установить, что 51 - 74 тысяч человек не предоставили информацию или не явились в отделение, - рассказывает начальник управления верификации и мониторинга выплат Министерства финансов Андрей Рязанцев. - Это ориентировочно 2,7 млрд грн в год выплат непонятно кому".

Поэтому нынешняя верификация по большей части будет проводиться без личных встреч получателя с соцработниками: Минфин намерен анализировать и сопоставлять базы данных различных госорганов и выявлять случаи нарушений. Например, по базе МВД уже установлено, что более 1,1 млрд грн соцпомощи было выплачено предъявителям паспортов, числившихся потерянными или украденным; 309 млн грн получили люди, имеющие на депозитах более 10 минимальных зарплат (более 13300 грн) и не имеющих права на соцпомощь. Приоритетом для Минфина при проведении верификации соцвыплат станет анализ реквизитов и информации о получателях из баз данных МВД, ПФ, ГФС и других органов, мониторинг направлений и сумм транзакций.

Миф третий. Государство намерено получить всю информацию о льготниках и их семьях, в том числе и о счетах в банках

Как поясняет Андрей Рязанцев, для проверки информации по большинству видов социальных выплат (а их насчитывается около 60), никакие сведения от банков не нужны. Большинство необходимых данных содержится в различных министерствах и ведомствах, и не относятся к банковской или коммерческой тайне. Сейчас Минфин намерен просто свести их в единый массив для комплексной проверки.

Дополнительные сведения о наличии вкладов и других накоплений в банках потребуется лишь при верификации трех видов соцпомощи: предоставление субсидий на оплату услуг ЖКХ, выплаты малообеспеченным семьям и помощь вынужденным переселенцам. О получателях других соцвыплат информацию от банков запрашивать не будут.

Миф четвертый. Уличенных в незаконном получении льгот будут привлекать к уголовной ответственности

По словам Романа Качура, основное внимание при верификации Минфин будет уделять масштабным нарушениям, наносящим ущерб государству на миллиарды гривень - наподобие уже упоминавшегося случая регистрации на один адрес более 10500 получателей. Организаторы мошеннических схем (например, когда на один номер мобильного телефона зарегистрировано 50 и более реципиентов), возможно, будут привлечены к уголовной ответственности. Людям, без ведома которых их данные использовались для получения соцпомощи, уголовные дела не грозят.

По украинскому законодательству, по большинству видов помощи единственная возможная санкция - прекращение выплат. Лишь в некоторых случаях - возврат незаконно полученных средств. В любом случае, решение о приостановке, прекращении ли возврате выплат будет принимать не Минфин, а орган соцзащиты или суд.

Миф пятый. Создание системы верификации обойдется бюджету дорого, и будет неэффективной: никто не помешает жуликам через некоторое время снова подать документы на получение соцпомощи.

Создание системы контроля и мониторинга оплачивает не государство. Часть финансирования предоставили международные доноры, частично разработку и эксплуатацию ПО взяли на себя консультанты и IT-специалисты на волонтерских началах.

Верификация соцвыплат - не единоразовая акция, а периодический процесс. Ориентировочно, проверку предполагается проводить раз в квартал или раз в полгода. Уличенные в незаконном получении соцпомощи лица будут вноситься в отдельный реестр, и система сможет отслеживать их. Они не лишаются права снова подавать документы, но автоматически относятся к "группе риска" и подвергаются более тщательной проверке и контролю.

Джерело: ЛІГА.net

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Контролюючі органи і перевірки»

  • Скільки часу може тривати планова перевірка ДПС?
    Тривалість планових перевірок ДПС не повинна перевищувати 30 р.дн. для великих платників податків, щодо суб’єктів малого підприємництва – 10 р.дн., інших платників податків – 20 р.дн.
    20.11.2024166
  • Що робити у разі арешту рахунку: поради Мінʼюсту
    У разі арешту рахунку передусім потрібно звернутися до банку, щоб дізнатися, у звʼязку з чим накладено арешт. Банк надасть реквізити виконавчого провадження. За цими даними слід вже звʼязатися з виконавчою службою
    20.11.20241 523
  • УВАГА! ДРС затвердила план комплексних перевірок на 2025 рік
    Незважаючи на те, що "воєнний" мораторій на планові перевірки контролюючих органів поки що діє, деяким з них вже дозволено проводити нагляд. Тому ДРС затвердила та оприлюднила наказ щодо комплексних перевірок на 2025 рік. Він налічує 32037 записів
    18.11.20246 9646
  • Мінімізація податкових ризиків: які заходи впроваджуються ДПС?
    ДПС запроваджує нову систему, яка допомагає мінімізувати податкові ризики, поєднуючи проактивні заходи, спрямовані на запобігання можливим податковим порушенням, та реактивні заходи, спрямовані на виправлення ситуації та запобігання її повторенню
    14.11.2024166
  • Ключові заходи ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року
    Ключовими заходами ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року є зміцнення доброчесності та боротьба з корупцією, підвищення рівня дотримання податкового законодавства, автоматизація роботи з боргами, міжнародна співпраця, цифровізація
    14.11.202460