Инспектора по труду провели в 2018 году более 20 тыс. проверок. По выявленным нарушениям наложено более 1,5 млрд. грн. штрафов. Большая их часть связана с невыполнением трудового законодательства, где новые законы дали проверяющим массу возможностей: за одного неофициального сотрудника финансовые санкции могут превышать 125 тыс. грн. Тем не менее, большинство наказаний остается лишь на бумаге и фактически не взыскивается. Глава Государственной службы по вопросам труда Роман Чернега объяснил UBR.ua. ситуацию с взысканиями и рассказал о планах своего ведомства на 2019 год.
На сколько выросли объемы штрафования бизнеса в 2018 году?
Фактически, в 2017-м у нас не было еще таких высоких штрафов, как сейчас. Следовательно, исчисления ведутся уже с 2018-го. Именно в прошлом году мы получили всю необходимую правовую базу для работы Службы и трудовых инспекторов. Получили возможность привлекать к нашей работе инспекторов органов местного самоуправления.
Начали с городов областного значения и до новосозданных объединенных территориальных общин. Им дали право нанимать инспекторов по труду. Они наделены не всеми полномочиями, как наши инспекторы, но их достаточно, чтобы бороться с нелегальными работниками, долгами по зарплатам и с невыплатами минимальных заработных плат. Они вправе проверять, проводить инспекции, но как показала практика 2018 года, в основном они сосредоточены на разъяснительной работе с местными предпринимателями. Но случаи наложения штрафов тоже есть.
Много ли сейчас работает таких муниципальных инспекторов?
На сегодняшний день их больше 500. Больше 1,3 тыс. у нас в целом по стране, вместе с муниципальными. Это довольно серьезная армия людей, которые настроены на результат. Благодаря всем им уже с более, чем 430 тыс. работниками на украинских предприятиях оформлены трудовые отношения. В Пенсионный фонд поступило более 5 млрд. грн.
Есть ли в планах на этот год расширить штат инспекторов?
У нас в штате есть еще вакансии, но зарплаты инспекторов пока довольно невысокие. Мы работаем с университетами, проводим стажировки, есть такие, у кого это первое рабочее место сразу после ВУЗа. В этом направлении будем работать и дальше.
Того количества инспекторов, которую мы бы хотели, чтобы максимально охватить рынок, нам никто не даст. Да и в принципе в странах ЕС столько нет, чтобы каждый инспектор мог зайти чуть-ли не на каждое предприятие. На сегодня мы определили, что оптимально иметь одного инспектора на 20 тыс. населения. Исходя из этих расчетов мы и проводим подбор, стараемся как-то дойти до этой цифры. Но предела совершенству нет.
Если будет возможность и ресурс у государства, тогда будем просить увеличить штат, но для этого необходимо и зарплаты инспекторам поднимать, и обеспечивать их достойным соцпакетом. К ним часто применяют физические меры воздействия при проверках.
Вы подписали в 2019 году два новых меморандума – с Минюстом и Госпродпотребслужбой. Есть ли уже результаты сотрудничества?
С Госпродпотребслужбой мы сейчас завершаем все организационные моменты и начинаем. Несколько общих выездов уже было, будем активизироваться. От Минюста информация уже поступает. На днях была встреча с заместителем министра по этому вопросу. Важно, чтобы правовая база и все наши действия, со ссылкой на информацию Минюста, были юридически подкреплены реальными фактами, отвечали всем процессуальным требованиям. Это поможет уменьшить процент дел, которые оспариваются в суде, и которые могут быть проиграны. Сейчас отрабатываются нужные процессы.
С каким еще госорганами планируете сотрудничать по проверкам?
В 2018 году подписали соглашение с Укртрансбезопасностью и начали плодотворно работать по части нелегальных перевозчиков. Они смотрят на состояние транспорта, легальность перевозок, правильно ли автобусы оборудованы для перевозки пассажиров и пр. В то же время, перевозчиками выступают те люди, которые никак не оформлены. На работу берут даже людей без опыта, что иногда приводит катастрофам.
Мы планируем усиливать эту работу, а также сотрудничество с другими заинтересованными ведомствами. С Фискальной службой и Пенсионным фондом сверяем группы риска по тем предприятиям и отраслям, где могут работать неоформленные сотрудники. Есть проект соглашения с Нацполицией. При недопуске проверяющих на предприятия, нам нужно этот факт фиксировать. Более детальная проработка механизма взаимодействия с правоохранительными органами в подобных случаях поможет оперативней реагировать на такие нарушения. Второй момент — усиление безопасности инспекторов при проверках.
Ведется ли работа по субсидиантам? Известно, часто люди работают неофициально, и получают льготу.
Мы безусловно работаем с Минсоцполитики по этому вопросу, поскольку это наш вышестоящий орган. Иногда, люди даже сами отказываются от официального оформления на работе, чтобы не отобрали госпомощь. И идет двойное нарушение: со стороны работодателя, и со стороны субсидианта.
Но таким образом люди оказывают себе «медвежью услугу». Какое-то время, конечно, получится скрывать свой доход и получать субсидию. Но в то же время, человек лишает себя страхового стажа и возможности выхода на пенсию по достижению соответствующего пенсионного возраста.
Много ли дел предприниматели пытаются оспорить в судах?
Практически все инспекционные проверки оспариваются. Особенно, если это касается штрафов в 125 тыс. грн. с одного работника. Поэтому мы и говорим о важности должной подготовки процессуальной и материальной базы при проведении инспекций, чтобы мы эти дела не проигрывали. Хотя, есть и такие случаи.
Но есть тяжбы, где мы прошли уже все три инстанции, и получили решения Верховного суда о том, что действия инспекторов и их правомерность подтверждена. Решения вступают в силу, и мы взыскиваем штрафы с таких предпринимателей.
А какой процент дел бизнес все-таки оспаривает?
Если взять 1,5 млрд. грн. наложенных за прошлый год санкций, то из них уплачено около 5%. С одной стороны, вроде бы немного, но эти цифры исчисляются десятками миллионов гривен. Это те, кто добровольно уплатил, и те, кто платили по решению судов.
Остальные пока в судах, которые могут продолжаться, как показывает практика, и год и полтора.
Кто в зоне риска, и может еще оказаться под штрафами?
Мы выделили для себя 4 основные зоны риска. Скоро начнутся полевые сельхоз работы – это одна из наиболее рисковых отраслей, где людей берут на работу без оформления. А также без инструктажа по безопасности, что чревато лишением любых компенсаций за какую-либо травму. В случае гибели, семья пострадавшего работника останется ни с чем. Следующие зоны риска – это торговля и сфера услуг, ресторанный бизнес. А замыкает эту четверку – промышленная сфера. Например, легкая промышленность, швейные цеха. С ними нам помогают профильные бизнес-ассоциации.
Актуальный вопрос для Украины – заробитчане. Ваше ведомство как-то проверяет работников, которые трудятся за рубежом?
Такое сотрудничество мы ведем, к примеру, с Литовской республикой. Они направляют к нам запрос о том, что выявили на своем предприятии граждан Украины, которые уверяют, что находятся в командировке. И нас просят проверить действительно ли есть соответствующее предприятие в Украине (командирующее им людей), зарегистрированы на нем указанные работники, платят ли они налоги, получают ли у нас страховой стаж и пр. Если мы не выявляем такого оформления – факт мошенничества на лицо. Так мы обмениваемся информацией.
С Польшей или Чехией есть подобные соглашения?
Пока отдельных соглашений нет, хотя с ними тоже обмениваемся данными, через Министерство иностранных дел. Например, в Чехии недавно был несчастный случай, и мы направляли обращение, что они могут воспользоваться помощью наших экспертов по вопросам охраны труда. Получили ответ, что если в процессе расследования появится такая необходимость, то они обратятся.
Планируется ли увеличение размеров штрафов?
Таких изменений мы не планируем, хоть бизнес и жалуется, что они большие. Тут единственный совет: оформляйте работников официально и тогда у инспекторов не будет к вам вопросов. Именно такой размер штрафов дает результат – людей официально трудоустраивают. Поэтому, очевидно, что не уменьшать ни поднимать штрафы мы пока не будем.