Если через месяц Украина подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС (СА), наши Правила дорожного движения, вероятнее всего, изменятся: в европейском законодательстве есть нюансы как по эксплуатации транспорта, так и по ПДД. К примеру, в Украину может вернуться техосмотр для частных автомобилей, отмененный два года назад, и появится штраф за пассажиров, не пристегнутых на заднем сидении. В департаменте ГАИ сообщили, что до подписания соглашения менять правила «под Европу» не планируют. Но если СА подпишут, вносить изменения придется. Что же необходимо знать и выполнять нашим водителям (пассажирам и пешеходам), если придется ездить «по-европейски»?
НЮАНСЫ ПРАВИЛ. Как разъяснил юрист Алексей Святогор, специализирующийся на вопросах ПДД, в ЕС действуют такие дополнительные требования к Правилам, невыполнение которых карается штрафами:
— Автомобиль должен быть укомплектован аптечкой с полным перечнем непросроченных лекарств, исправным и непросроченным огнетушителем, буксировочным тросом, светоотражающим жилетом для водителя на случай аварийной остановки на дороге, а зимой — цепями противоскольжения на ведущие колеса. У нас все перечисленное только рекомендуется.
— Пассажиры на задних сидениях должны быть пристегнуты. В наших ПДД такое требование тоже есть, но не выполняется, а его несоблюдение не наказывается.
— Нет разницы между обгоном (опережение с выездом на встречную полосу) и опережением (без выезда на встречную полосу, при наличии двух и более полос для движения в одном направлении) попутного автомобиля, поэтому в зоне действия знака «Обгон запрещен» нельзя опережать едущий впереди транспорт. Также нельзя опережать справа. У нас и то, и другое разрешено.
— В населенных пунктах запрещено ездить быстрее 60 км/ч. У нас тоже, но превышение скорости до 20 км/ч не наказывается, и фактически можно ездить 80 км/ч. Этот зазор уберут.
— На автобанах минимальная скорость — 80 км/ч, поэтому при выезде на них есть разгонные полосы, перестраиваться с которых можно лишь после того, как скорость стала 80 км/ч. У нас эта проблема пока не актуальна: у нас есть аж один автобан, Киев—Борисполь, и минимальная скорость на нем не предусмотрена.
— Круглые сутки надо ездить с ближним светом фар, и запрещено включать противотуманные фары, если нет тумана. У нас с фарами ездят только за городом с октября по апрель включительно, а пользование противотуманками вообще не нормируется.
— В ЕС жестко наказывают за разговоры по мобильному без устройства «свободные руки», у нас — практически нет.
— Нельзя сигналить на светофоре, подгоняя тех, кто «разучился трогаться с места». У нас это не нормируется.
— Пешеходы и велосипедисты в темное время суток обязаны иметь на одежде светоотражающие элементы. У нас это рекомендовано.
ТЕХОСМОТРЫ ВЕРНУТСЯ. По словам гендиректора Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, если Украина подпишет Соглашение с ЕС, то водители частных легковых авто будут обязаны проходить техосмотр, который был для них отменен, уже с 2016 года: по законам ЕС, он обязателен через 4 года после покупки новой машины и далее каждые 2 года. У нас для этого есть частные сертифицированные СТО, которые проводили осмотр до того, как его отменили. Сейчас они проверяют коммерческий грузовой и пассажирский транспорт (в том числе служебные авто и такси).
ТОПЛИВО СТАНЕТ ЭКОЛОГИЧНЕЕ. В странах ЕС нет бензина и дизтоплива качеством ниже Евро-5, а у нас до сих пор используется дизель Евро-2, с высоким содержанием вредных добавок. Но поскольку наши устаревшие НПЗ не могут выпускать качественное топливо, то, по мнению экспертов, внутри страны еще 10—15 лет разрешат использовать дизель стандарта Евро-2. Но в течение переходного периода (10 лет) мы должны будем модернизировать НПЗ, что бы выпускать топливо европейского стандарта.
«ГАРПУНЫ» ВЫЙДУТ НА ОХОТУ. Как сообщил начальник Центра безопасности движения и автоматизированных систем МВД Сергей Будник, независимо от Соглашения с ЕС, уже 1 декабря Кабмин подаст в Раду изменения в ПДД, которыми вводится автоматическая фиксация превышения скорости с помощью системы «Гарпун». Если изменения примут, нарушитель получит по почте письмо с фото нарушения, протокол и постановление об уплате штрафа. «В отличие от скандальных «Визиров», «Гарпуны» сертифицированы, у водителей не будет шансов оспорить их показания: на снимке четко видна точка лазерного наведения на автомобиль», — сказал Будник. Сейчас в тестовом режиме работают около 50 «Гарпунов»: инспектор на посту ГАИ видит «картинку» нарушения за 2—3 км и может остановить водителя для составления протокола, но пока это не практикуется.
ЧТО УЖЕ ПОДАНО. В Раде зарегистрирован законопроект Кабмина об увеличении штрафов за нарушение ПДД. Так, за управление неисправным авто вместо 340—425 грн придется заплатить 510—680. Штрафы за неиспользование ремней безопасности составят 85—170 грн вместо 51—85, а нарушение правил проезда перекрестков, остановок, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил обгона и расположение авто на проезжей части подорожает с 425—510 до 510—595 грн.